Идеология ХАМАС: от радикального исламизма к рациональному практицизму?

Идеология ХАМАС:
от радикального исламизма к рациональному практицизму?


Крылов А. В.,

Доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения, ведущий научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, avkrylov2004@mail.ru


elibrary_id: 644251 | ORCID: 0000-0002-3132-8995 | RESEARCHER_ID: AAH-9812-2019

Морозов В. М.,

Кандидат исторических наук, проректор по кадровой политике, доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД России, frosti_fddf@mail.ru


elibrary_id: 690373 |


DOI: 10.17976/jpps/2018.04.07
Рубрика: Orbis Terrarum

Правильная ссылка на статью:

Крылов А. В., Морозов В. М. Идеология ХАМАС: от радикального исламизма к рациональному практицизму? – Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 84-99. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.04.07


Аннотация

Статья посвящена некоторым ключевым проблемам и противоречиям идеологии, определяющей военно-политическую доктрину Движения исламского сопротивления (ХАМАС), которое уже более тридцати лет является, наряду с ФАТХ, самой влиятельной политической силой на территориях, контролируемых Палестинской национальной администрацией. В проведенном исследовании показано, что идеология ХАМАС, разработанная шейхом Ахмедом Ясином, имеет в своей основе две составляющие: классические салафитские концепции родоначальников движения “Братья-мусульмане” и национально-религиозное учение и политическая практика шейха Изз ад-Дин аль-Кассама, пользовавшиеся популярностью среди маргинальных слоев палестинского общества в 1930-х годах. Основной источник для изучения идеологии ХАМАС – Хартия Движения исламского сопротивления. Содержащиеся в этом документе антисемитские, антиизраильские и откровенно джихадистские положения, воплощенные боевиками ХАМАС на практике, крайне неблагоприятно отразились на и без того натянутых до предела палестино-израильских отношениях. Процесс “Осло” был свернут, а приход ХАМАС к власти фактически заблокировал деятельность “квартета” международных посредников и другие усилия по урегулированию палестино- израильского конфликта. Усиление ХАМАС также внесло раскол в палестинское общество. Рассматриваемый в статье последний программный документ ХАМАС демонстрирует, что новое политическое руководство организации понимает: в сложившейся тупиковой ситуации от него требуются более гибкие подходы в решении важнейших внешнеполитических вопросов. Об этом, в частности, свидетельствует проведенная недавно кардинальная реформа Хартии движения.

Ключевые слова
Ближний Восток; Израиль; Палестинская национальная администрация; арабо-израильский конфликт; палестинская проблема; угрозы и вызовы радикального ислама; ХАМАС; ближневосточное урегулирование.


Список литературы

Крылов А.В., Сорокина Н.М. 2011. Анализ основных документов палести­но-израильского переговорного процесса после подписания Норвежских согла­шений (1996-2001 гг.). – Аналитические доклады ИМИ. Выпуcк 1 (25). М.: МГИМО- Университет. 82 с.

Ражбадинов М.З. 2003. Египетское движение “Братьев-мусульман”. М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. 432 с.

Рибхи Сайд Самара. 2002. Исламское движение в Палестине: 1928-1988 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. 18 с.

Gunning J. 2009. Hamas in Politics. New-York: Columbia University Press. 310 p.

Morris В. 2001. Righteous Victims: A History of the Zionist-Arab Conflict, 1881-2001. N.Y.: Vintage Books, Random House. 665 p.

Sadakat Kadri. 2012. Heaven on Earth: A Journey through Shari’a Law from the Deserts of Ancient Arabia. London: Macmillan. 160 p.

Scham Р., Abu-Irshaid О. 2009. Special Report. Hamas: Ideological Rigidity and Political Flexibility. Washington: United States Institute of Peace. 24 p.

The Hamas Charter (1988). The Full Text in English and Arabic. 2006. Ramat ha-Sharon, Israel: Intelligence and Terrorism Information Center at the Center for Special Studies (C.S.S). 16 p.

Содержание номера № 4, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Звягельская И. Д.,
Религиозные националисты в Палестине и в Израиле: возвращение на авансцену?. – Полис. Политические исследования. 2024. №6

Сергеев В. М., Саруханян С. Н.,
Ближний Восток в поисках нового регионального центра. – Полис. Политические исследования. 2012. №2

Наумкин В. В.,
Территориальное и демографическое “упорядочивание”: ближневосточные вызовы. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Мирский Г. И.,
Ислам и нация: Ближний Восток и Центральная Азия . – Полис. Политические исследования. 1998. №2

Шейнис В. Л.,
Национальная безопасность России. Испытание на прочность. Часть III. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991