“Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании

“Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании


Барсукова С. Ю.,

Доктор социологических наук, профессор, НИУ ВШЭ, sbarsukova@hse.ru


elibrary_id: 249916 | ORCID: 0000-0002-2696-4882 | RESEARCHER_ID: L-6773-2015

Денисова-Шмидт Е. В.,

Доктор философских наук, научный сотрудник, Университет Санкт-Галлена (Швейцария); научный сотрудник, Центр по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже (США), elena.denisova-schmidt@unisg.ch


elibrary_id: 841180 | ORCID: 0000-0001-8234-4437 | RESEARCHER_ID: R-8957-2016


DOI: 10.17976/jpps/2020.03.08

Правильная ссылка на статью:

Барсукова С. Ю., Денисова-Шмидт Е. В. “Политические инвестиции” бизнеса в России, или почему бизнес финансирует избирательные кампании. – Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 110-125. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.08


Работа выполнена в рамках проекта “Неформальные практики организации и проведения избирательных кампаний в современной России” при поддержке Фонда социальных исследований “Хамовники”.

Аннотация

Статья посвящена финансовому участию российского бизнеса в избирательных кампаниях. На основе интервью с политтехнологами, представителями законодательной и исполнительной власти, предпринимателями выявлены различные формы и логики вовлечения бизнеса в избирательный процесс. Финансовое участие бизнеса в избирательных кампаниях может трактоваться как “политические инвестиции” бизнеса. Эти инвестиции могут носить как пассивный (вынужденный), так и активный (добровольный) характер. В статье приводится пример Ульяновской области, где смена губернаторов приняла форму борьбы различных финансово-промышленных групп за доступ к ресурсам региона. Однако эта стратегия сопряжена с риском ввиду соблазнов выдвиженца со временем расторгнуть прежние договоренности. Для минимизации подобных рисков, а также ввиду потребности обеспечить себе защиту, завязать полезные знакомства или расширить экономические возможности бизнеса, предприниматели пытаются получить депутатские мандаты. Авторы делают вывод, что электоральный процесс является для бизнеса и тяжелой ношей, и окном возможностей. 

Ключевые слова
финансирование избирательных кампаний, политические инвестиции бизнеса, теневой бюджет выборов, участие предпринимателей в выборах.


Список литературы

Аналитический доклад Движения в защиту прав избирателей “Голос”. Финансирование избирательных кампаний по выборам глав субъектов Российской Федерации. 2015. М.: Движение в защиту

прав избирателей “Голос”. URL: http://st.golosinfo.org/2015/08/d033924e.pdf (accessed 11.03.2020).

Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. 2006. Механизм “политического инвестирования”, или как и зачем бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 110-121. https://doi.org/10.17976/jpps/2006.02.09

Бычкова О., Гельман В. 2010. Экономические акторы и локальные режимы в крупных городах России. – Неприкосновенный запас. № 2. С. 73-82.

Волков В. 2005. Силовое предпринимательство: экономико-социологический анализ. М.: Изд-во ВШЭ.

Деньги на выборах: Проблемы обеспечения прозрачности финансирования политических партий и избирательных кампаний в Российской Федерации. Доклад “Трансперенси Интернешнл-Россия”. 2017. М.: Трансперенси Интернешнл-Россия. URL: https://transparency.org.ru/special/dengi-na-viborah/money-to-elect.pdf (accessed 11.03.2020).

Зубаревич Н.В. 2002. Пришел, увидел, победил? Крупный бизнес и региональная власть. – Pro et Contra. Т. 7. № 1. С. 107-120.

Левин С.Н., Каган Е.С., Кислицын Д.В. 2014. Интернализованный политический ресурс крупного бизнеса в Кузбассе. – ЭКО. № 1. С. 85-94.

Левин С.Н., Курбатова М.В. 2011. Сетевые взаимосвязи российского бизнеса: деловая коррупция и органический институт реальной модели институциональной организации российской экономики. – Журнал институциональных исследований. Т. 3. № 2. С. 39-58.

Любарев А.Е., Кынев А.В., Максимов А.Н. 2017. Как выбирала Россия – 2016. Мониторинг избирательного процесса. М.: Мысль.

Олейник А.А. 2008. Рынок как механизм воспроизводства власти. – Pro et Contra. № 2-3. С. 88-107.

Панеях Э.Я. 2008. Правила игры для русского предпринимателя. М.: Колибри.

Сакаева М.М. 2016. Бизнесмены в законодательных собраниях регионов – статус как защита и преференция. – Социологические исследования. № 4. С.142-146.

Тев Д.Б. 2008. Владельцы и девелоперы недвижимости Калининграда: связи с властью и политические выгоды. – Политическая наука. № 3. С. 175-193.

 

Frye T. 2002. Capture or Exchange? Business Lobbying in Russia. – Europe-Asia Studies. Vol. 54. No. 7. P.1017-1036. https://doi.org/10.1080/0966813022000017113

Frye T., Reuter O.J., Szakonyi D. 2014. Political Machines at Work: Voter Mobilization and Electoral Subversion in the Workplace. – World Politics. Vol. 66. No. 2. P. 195-228. https://doi.org/10.1017/S004388711400001X

Gel’man V. 1998. The Iceberg of Russian Political Finance. – Funding Democratization. Peter Burnell and Alan Ware (eds.). Manchester and New York: Manchester University Press. P.158-179.

Gel’man V. 2015. Political Opposition in Russia: A Troubled Transformation. – Europe-Asia Studies. Vol. 67. No. 2. P. 177-191. https://doi.org/10.1080/09668136.2014.1001577

Orttung R. 2004. Business and Politics in the Russian Regions. – Problems of Post-Communism. Vol. 51. No. 2. P. 48-60. https://doi.org/10.1080/10758216.2004.11052162

Reuter O.J., Robertson G.B. 2012. Subnational Appointments in Authoritarian Regimes: Evidence from Russian Gubernatorial Appointments. – The Journal of Politics. Vol. 74. No. 4. P. 1023-1037. https://doi.org/10.1017/S0022381612000631

Sakaeva M. 2019. Moonlighting Politicians in Russia: Defense Capacities of Businesspeople in Regional and Local Legislatures. – Demokratizatsiya. The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 27. No. 1. P. 75-99.

Scott G., Sonin K., Zhuravskaya E. 2010. Businessman Candidates. – American Journal of Political Science. Vol. 54. No. 3. P. 718-36. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2010.00456.x

Szakonyi D. 2018. Businesspeople in Elected Office: Identifying Private Benefits from Firm-Level Returns. – American Political Science Review. Vol. 112. No. 2. P. 322-338. https://doi.org/10.1017/S0003055417000600

Yakovlev A. 2006. The Evolution of Business-State Interaction in Russia: From State Capture to Business Capture. – Europe-Asia Studies. Vol. 58. No. 7. P. 1033-1056. https://doi.org/10.1080/09668130600926256 

Содержание номера № 3, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Зорин М. А.,
Метафоры выборов (На примере избирательных кампаний “Яблока” и СПС). – Полис. Политические исследования. 2004. №5

Мерфи Р. Д.,
Технология избирательных кампаний в США . – Полис. Политические исследования. 1991. №3

Барсукова С. Ю., Звягинцев В. И.,
Механизм политического инвестирования, или Как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь. – Полис. Политические исследования. 2006. №2

Голосов Г. В.,
Измерения российских региональных избирательных систем . – Полис. Политические исследования. 2001. №4

Пшизова С. Н.,
Финансирование политического рынка: теоретические аспекты практических проблем (I). – Полис. Политические исследования. 2002. №1

 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991