Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами: голоса, бюджеты, информация

Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами:
голоса, бюджеты, информация


Григорьев И. С.,

Кандидат политических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербург, Россия, igrigoriev@hse.ru


elibrary_id: 551932 | ORCID: 0000-0002-0058-8583 | RESEARCHER_ID: L-5628-2015

Декальчук А. А.,

Кандидат политических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербург, Россия, adekalchuk@hse.ru


elibrary_id: 551934 | ORCID: 0000-0003-2032-3205 | RESEARCHER_ID: L-7018-2015

Губайдуллина С. Ш.,

Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербург, Россия, sgubaydullina@gmail.com

ORCID: 0000-0003-4675-5401 | RESEARCHER_ID: ABH-2890-2020


DOI: 10.17976/jpps/2021.01.12
Рубрика: Лаборатория

Правильная ссылка на статью:

Григорьев И. С., Декальчук А. А., Губайдуллина С. Ш. Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами: голоса, бюджеты, информация. – Полис. Политические исследования. 2021. № 1. С. 169-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.12


Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” в рамках Государственного задания Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” на 2020 г.

Аннотация

В статье приводится обзор результатов последних исследований в области организации власти в многоуровневых политических системах и многоуровневого управления. Организация власти в многоуровневых системах понимается как распределение и устойчивый тип обмена властными ресурсами между автономными центрами власти на разных уровнях. Следуя традиции, намеченной в исследованиях децентрализации Т. Фаллети, такие ресурсы авторы подразделяют на бюджетные (относящиеся к фискальным потокам), информационные (связанные, во-первых, с предоставлением или сокрытием информации нижними уровнями власти и, во-вторых, с извлечением такой информации верхними уровнями) и легитимирующие (основной манифестацией которых являются клиентелистская поддержка, осуществляемая верхними уровнями в пользу нижних, и электоральная поддержка верхних уровней власти нижними). В статье обнаруживается общая логика развития данного исследовательского направления и указывается на существующие лакуны в том, что касается обмена и распределения отдельных разновидностей политических ресурсов между уровнями. В первых разделах приводится краткий обзор развития эмпирических исследований федерализма и многоуровневых систем и обосновывается акцент на изучение распределения ресурсов между правительствами на разных уровнях власти. Изучение обмена этими ресурсами между уровнями власти в краткосрочной и долгосрочной перспективе составляет различные исследовательские задачи. В частности, устойчивые модели обмена ресурсами в долгосрочной перспективе способствуют большей или меньшей устойчивости самого многоуровневого политического образования. Таким образом, именно от моделирования процесса обмена ресурсами можно оттолкнуться в формулировании эндогенной теории многоуровневого управления. Во второй части статьи разбираются исследования, посвященные отдельным типам ресурсов. Описываются “естественные” асимметрии в распределении этих ресурсов между уровнями. В заключении намечаются основные тенденции и лакуны в данной исследовательской повестке. 

Ключевые слова
многоуровневое управление, политические ресурсы, федерализм, ресурсные асимметрии, клиентелизм, бюджетный федерализм, обмен информацией.


Список литературы

Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. 2020. Изменение стимулов и стратегий национальных правительств в условиях многоуровневого управления в Европейском союзе. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 148-163. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.11

Гилев А., Шевцова И. 2019. Фундамент “вертикали”: выборы и распределение межбюджетных трансфертов на местном уровне. Случаи Новгородской области и Пермского края. – Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. № 2. С. 151-167. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2019-93-2-151-167

Декальчук А.А., Хохлова А.А. 2015. Когда N=1: Проблема “уникальности” Европейского союза в современной компаративистике. – Политическая наука. № 4. С. 116-134.

Стародубцев А. 2014. Платить нельзя проигрывать. Региональная политика и федерализм в современной России. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 196 с.

 

Bache I. 2012 Multi-Level Governance in the European Union. – The Oxford Handbook of Governance (ed. by Levi-Faur). New York: Oxford University Press. P. 628-641.

Bednar J. 2008. The Robust Federation: Principles of design. New York: Cambridge University Press. 219 p.

Bednar J. 2011. The Political Science of Federalism. – Annual Review of Law and Social Science. Vol. 7. No. 1. P. 269-288. https://doi.org/10.1146/annurev-lawsocsci-102510-105522

Bednar J. 2014. Subsidiarity and Robustness: Building the Adaptive Efficiency of Federal Systems. – Nomos. Vol. 55. P. 231-256.

Bordignon M., Manasse P., Tabellini G. 2001. Optimal Regional Redistribution under Asymmetric Information. – American Economic Review. Vol. 91. No. 3. P. 709-723.

Burgess M. 2006. Comparative Federalism: Theory and Practice. London: Routledge. 357 p.

Dardanelli P., Kincaid J., Fenna A., Kaiser A., Lecours A., Kumar Singh A. 2019. Conceptualizing, Measuring, and Theorizing Dynamic De/Centralization in Federations. – Publius. Vol. 49. No. 1. P. 1-29. https://doi.org/10.1093/publius/pjy036

Dunleavy P., Hood C. 1994. From Old Public Administration to New Public Management. – Public Money & Management. Vol. 14. No. 3. P. 9-16. https://doi.org/10.1080/09540969409387823

Enikolopov R., Zhuravskaya E. 2007. Decentralization and Political Institutions. – Journal of Public Economics. Vol. 91. No. 11. P. 2261-2290. https://doi.org/10.1016/j.jpubeco.2007.02.006

Falleti T. G. 2005. A Sequential Theory of Decentralization: Latin American Cases in Comparative Perspective. – American Political Science Review. Vol. 99. No. 3. P. 327-346. https://doi.org/10.1017/S0003055405051695

Falleti T. G. 2010. Decentralization and Subnational Politics in Latin America. New York: Cambridge University Press. 312 p.

Figueiredo R.J.P., Weingast B.R. 2005. Self-Enforcing Federalism. – Journal of Law, Economics, and Organization. Vol. 21. No. 1. P. 103-135. https://doi.org/10.1093/jleo/ewi005

Filippov M., Ordeshook P. C., Shvetsova O. 2004. Designing Federalism: A Theory of Self-Sustainable Federal Institutions. New York: Cambridge University Press. 398 p.

Fisman R., Gatti R. 2002. Decentralization and Corruption: Evidence Across Countries. – Journal of public Economics. Vol. 83. No. 3. P. 325-345. https://doi.org/10.1016/S0047-2727(00)00158-4

Frye T., Reuter O.J., Szakonyi D. 2014. Political Machines at Work: Voter Mobilization and Electoral Subversion in the Workplace. – World Politics. Vol. 66. No. 02. P. 195-228. https://doi.org/10.1017/S004388711400001X

Gadenne L. 2017. Tax Me, but Spend Wisely? Sources of Public Finance and Government Accountability. – American Economic Journal: Applied Economics. Vol. 9. No. 1. P. 274-314. https://doi.org/10.1257/app.20150509

Gadenne L., Singhal M. 2014. Decentralization in Developing Economies. – Annual Review of Economics. Vol. 6. No. 1. P. 581-604. https://doi.org/10.1146/annurev-economics-080213-040833

Golosov G. V. 2011. Russia’s Regional Legislative Elections 2003–2007: Authoritarianism Incorporated. – Europe-Asia Studies. Vol. 63. No. 3. P. 397-414. https://doi.org/10.1080/09668136.2011.557533

Golosov G. V. 2013a. Machine Politics: The Concept and Its Implications for Post-Soviet Studies. – Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. Vol. 21. No. 4. P. 459-480.

Golosov G.V. 2013b. Authoritarian Party Systems: Patterns of Emergence, Sustainability and Survival. – Comparative Sociology. Vol. 12. No. 5. P. 617-644. https://doi.org/10.1163/15691330-12341274

Grigoriev I.S., Dekalchuk A.A. 2017. Collective learning and regime dynamics under uncertainty: labour reform and the way to autocracy in Russia. – Democratization. Vol. 24. No. 3. P. 481-497. https://doi.org/10.1080/13510347.2016.1223629

Grigoriev I.S., Dekalchuk A.A. 2015. School of Autocracy: Pensions and Labour Reforms of the First Putin Administration. – Higher School of Economics Research Paper. Vol. 24. No. 24/PS/2015. 37 p.

Hix S. 1994. The Study of the European Community: the Challenge to Comparative Politics. – West European Politics. Vol. 17. No. 1. P. 1-30. https://doi.org/10.1080/01402389408424999

Hooghe L., Marks G. 2003. Unraveling the Central State, but How? Types of Multi-Level Governance. – The American Political Science Review. Vol. 97. No. 2. P. 233-243. https://doi.org/10.1017/S0003055403000649

Hooghe L., Marks G., Schakel A. 2010. The Rise of Regional Authority: A Comparative Study of 42 Democracies. London: Routledge. 240 p.

Hueglin T. O., Fenna A. 2015. Comparative Federalism: A Systematic Inquiry. Toronto: University of Toronto Press. 408 p.

Lane J., Ersson S. 2005. The Riddle of Federalism: Does Federalism Impact on Democracy? – Democratization. Vol. 12. No. 2. P. 163-182. https://doi.org/10.1080/13510340500069220

Lowi T. J. 1964. American Business, Public Policy, Case-Studies, and Political Theory. – World Politics. Vol. 16. No. 04. P. 677-715. https://doi.org/10.2307/2009452

Marks G. 1993. Structural Policy and Multilevel Governance in the EC. – The State of the European Community. Ed. by A.W. Cafruny, G.G. Rosenthal. Harlow: Longman. P. 391-410.

Martinez-Vazquez J., McNab R.M. 2003. Fiscal Decentralization and Economic Growth. – World Development. Vol. 31. No. 9. P. 1597-1616. https://doi.org/10.1016/S0305-750X(03)00109-8

Oates W. E. 1972. Fiscal Federalism. New York: Harcourt Brace Jovanovich. 256 p.

Oates W. E. 1999. An Essay on Fiscal Federalism. – Journal of Economic Literature. Vol. 37. No. 3. P. 1120-1149. https://doi.org/10.1257/jel.37.3.1120

Oates W. E. 2005. Toward a Second-Generation Theory of Fiscal Federalism. – International Tax and Public Finance. Vol. 12. No. 4. P. 349-373. https://doi.org/10.1007/s10797-005-1619-9

Palermo F., Kossler K. 2017. Comparative Federalism: Constitutional Arrangements and Case Law. Oxford, Portland: Hart Publishing. 504 p.

Persson T., Tabellini G. 1996. Federal Fiscal Constitutions: Risk Sharing and Moral Hazard. – Econometrica. Vol. 64. No. 3. P. 623-646. https://doi.org/10.2307/2171864

Pollack M. A. 2005. Theorizing the European Union: International Organization, Domestic Polity, or Experiment in New Governance? – Annual Review of Political Science. Vol. 8. No. 1. P. 357-398. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.8.082103.104858

Ponce-Rodriguez R.A., Hankla C., Martinez-Vazquez J., Heredia-Ortiz E. 2018. Rethinking the Political Economy of Decentralization: How Elections and Parties Shape the Provision of Local Public Goods. – Publius. Vol. 48. No. 4. P. 523-558. https://doi.org/10.1093/publius/pjy003

Riker W.H. 1964. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston and Toronto: Little, Brown and Company. 169 p.

Rode M., Pitlik H., Borrella Mas M.A. 2018. Does Fiscal Federalism Deter or Spur Secessionist Movements? Empirical Evidence from Europe. – Publius. Vol. 48. No. 2. P. 161-190. https://doi.org/10.1093/publius/pjx060

Schakel A.H., Hooghe L., Marks G. 2015. Multilevel Governance and the State. – The Oxford handbook of transformations of the state. Ed. by S. Leibfried, E. Huber, M. Lange, J. Levy, F. Nullmeier, J. Stephens. Oxford: Oxford University Press. P. 269-285.

Scott J.C. 1969. Corruption, Machine Politics, and Political Change. – The American Political Science Review. Vol. 63. No. 4. P. 1142-1158. https://doi.org/10.2307/1955076

Sharafutdinova G., Turovsky R. 2017. The Politics of Federal Transfers in Putin’s Russia: Regional Competition, Lobbying, and Federal Priorities. – Post-Soviet Affairs. Vol. 33. No. 2. P. 161-175. https://doi.org/10.1080/1060586X.2016.1163826

Simison E., Ziblatt D. 2018. The Power and Limits of Federalism. – A Research Agenda for New Institutional Economics. Ed. by C. Menard, M.M. Shirley. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. P. 27-33.

Stokes S.C., Dunning T., Nazareno M., Brusco V. 2013. Brokers, Voters, and Clientelism: The Puzzle of Distributive Politics. New York: Cambridge University Press. 344 p.

Thatcher M., Sweet A.S. 2002. Theory and Practice of Delegation to Non-Majoritarian Institutions. – West European Politics. Vol. 25. No. 1. P. 1-22. https://doi.org/10.1080/713601583

Treisman D. 2007. The Architecture of Government: Rethinking Political Decentralization. New York: Cambridge University Press. 327 p.

Tsebelis G. 1990. Nested Games: Rational Choice in Comparative Politics. Berkeley and Los Angeles: University of California Press. 300 p.

Watts R. L. 1998. Federalism, Federal Political Systems, and Federations. – Annual Review of Political Science. Vol. 1. No. 1. P. 117-137. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.1.1.117

Williams M.J. 2017. The Political Economy of Unfinished Development Projects: Corruption, Clientelism, or Collective Choice? – American Political Science Review. Vol. 111. No. 4. P. 705-723. https://doi.org/10.1017/S0003055417000351

Xu C. 2011. The Fundamental Institutions of China’s Reforms and Development. – Journal of Economic Literature. Vol. 49. No. 4. P. 1076-1151. https://doi.org/10.1257/jel.49.4.1076 

Содержание номера № 1, 2021

Возможно, Вас заинтересуют:


Захаров А. А.,
“Исполнительный федерализм” в современной России . – Полис. Политические исследования. 2001. №4

Мартьянов В. С.,
Федерализм: политическое устройство или пакт элит?. – Полис. Политические исследования. 2010. №1

Бусыгина И. М.,
Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования. – Полис. Политические исследования. 2000. №5

Галкин А. А., Федосов П. А., Валентей С. Д., Соловей В. Д.,
Федерализм и публичная сфера в России. – Полис. Политические исследования. 2001. №4

Каспэ С. И.,
Суррогат империи: о природе и происхождении федеративной политической формы. – Полис. Политические исследования. 2005. №4

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
4 2014


Косов Ю. В., Вовенда А. В.
Народовластие на службе у элит

  Полный текст
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991