Российское высшее образование в условиях санкций: конструктивистский взгляд
Виньо А. ,
Доктор философии (PhD), МГИМО МИД России, Москва, Россия, vigneau.a@my.mgimo.ru
elibrary_id: 1090824 |
Байков А. А.,
Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, a.baykov@inno.mgimo.ru
elibrary_id: 621264 |
Калюжнова Е. ,
Доктор философии (PhD), Центр евроазиатских исследований Бизнес-школы Хенли, Рединг, Великобритания, y.kalyuzhnova@henley.ac.uk
Дата поступления статьи: 2022.04.15. Принята к печати: 2022.05.17
DOI: 10.17976/jpps/2022.04.05
Виньо А. , Байков А. А., Калюжнова Е. Российское высшее образование в условиях санкций: конструктивистский взгляд. – Полис. Политические исследования. 2022. № 4. С. 47-62. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.04.05
Конструктивисты убедительно показали с помощью теории норм и многочисленных тематических исследований, что идеи могут быть более влиятельными, чем материальные условия, в определении политических и социальных результатов. В данной работе анализируется способность норм противостоять шоковым воздействиям, которые приводят к радикальному изменению материальных условий, и показано, что значительные сбои в контексте реализации норм могут привести к нормативным разворотам. Авторы с точки зрения теории рассматривают “разворот норм” на примере российского сектора высшего образования, раскрывая, как вооруженный конфликт 2022 г. на Украине и западные санкции повлияли на внедрение нормы университетов мирового уровня в России. Результаты качественного тематического исследования, основанного на 24 экспертных интервью, свидетельствуют о том, что, хотя интернализованные нормы могут пережить сдвиги в материальных условиях, необходимость их адаптации к меняющемуся контексту и новым политическим целям приводит к их искажению. Международная норма, касающаяся университетов мирового уровня, реализуемая в России в рамках Проекта 5-100 и инициативы “Приоритет 2030”, сталкивается с исключительными вызовами, которые привели не к отказу или развороту нормы, а к ее ремоделированию для достижения новых целей. Влияние российского нормативного “редизайна” в сфере высшего образования также открывает новый этап в реализации международной нормы для университетов мирового уровня, отмеченный отказом от западноцентричной модели.
Список литературы
Павлова Е.Б., Романова Т.А. 2019. К дебатам о теории международных отношений: переосмысление междисциплинарности. Полис. Политические исследования. Т. 28. № 2. С. 161-172. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.12
Семененко И.С. 2021. Дискурсы развития в социальных науках: в преддверии этического поворота. Полис. Политические исследования. № 2. С. 25-45. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.02.03
Торкунов А.В. 2017. Российские вузы в процессе интернационализации: вызовы и приоритеты. Международные процессы. Т. 15. № 1. С. 6-12. https://doi.org/10.17994/IT.2017.15.1.48.2
Acharya, A. (2004). How ideas spread: whose norms matter? Norm localization and institutional change in Asian regionalism. International Organization, 58(2), 239-275. https://doi.org/10.1017/S0020818304582024
Arar, K. (2013). Student mobilities, migration and the internationalization of higher education. Higher Education Policy, 26(2), 285-288. https://doi.org/10.1057/hep.2013.9
Badescu, C.G., & Weiss, T.G. (2010). Misrepresenting R2P and advancing norms: an alternative spiral? International Studies Perspectives, 11(4), 354-374.
Becker, B. A., & Eube, C. (2018). Open innovation concept: Integrating universities and business in digital age. Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity, 4(1), 12.
Bloomfield, A. (2016). Norm antipreneurs and theorising resistance to normative change. Review of International Studies, 42(2), 310-333. https://doi.org/10.1017/S026021051500025X
Brooks, R., & Waters, J. (2011). Student mobilities, migration and the internationalization of higher education. London: Palgrave Macmillan.
Chow, C., & Leung, C. (2016). Reshaping universities for survival in the 21st century: new opportunities and paradigms. Bentham Science Publishers.
Crowley-Vigneau, A. (2022). The global norm on world-class universities and Russian Project 5-100. In The National Implementation of International Norms (pp. 65-139). Cham: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-3- 030-94862-7_3
Crowley-Vigneau, A., Baykov, A., & Gnevasheva, V. (2021a). Local content policies in the Russian Higher Education sector: harming or aiding internationalization? Educational Studies Moscow, 4, 147-165. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-4-147-165
Crowley-Vigneau, A., Istomin, I.A., Baykov, A.A., & Kalyuzhnova, (2021b). Transnational policy networks and change through internationalization (The record of Project 5-100). Polis. Political Studies, 5, 8-24. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.02
Deitelhoff, N., & Zimmermann, L. (2020). Things we lost in the fire: how different types of contestation affect the robustness of international norms. International Studies Review, 22(1), 51-76. https://doi.org/10.1093/isr/viy080
Finnemore, M., & Sikkink, K. (1998). International norm dynamics and political change. International Organization, 52(4), 887-917. https://doi.org/10.1162/002081898550789
Gao, J., & Li, C. (2020). Version 2.0 of building world-class universities in China: initial outcomes and problems of the double world-class project. Higher Education Policy, 1-17. https://doi.org/10.1057/s41307-020-00211-z
Guo, Y., Guo, S., Yochim, L., & Liu, X. (2021). Internationalization of Chinese higher education: is it westernization? Journal of Studies in International Education, February. https://doi.org/10.1177/1028315321990745
Huang, F. (2015). Building the world-class research universities: a case study of China. Higher Education, 70(2), 203-215. https://doi.org/10.1007/s10734-015-9876-8
Katzenstein, P.J., Keohane, R.O., & Krasner, S.D. (Ed.). (1999). Exploration and contestation in the study of world politics. Cambridge, MA: MIT press.
Kutz, C. (2014). How norms die: torture and assassination in American security policy. Ethics & International Affairs, 28(4), 425-449. https://doi.org/10.1017/S0892679414000598
Lo, W.Y.W., & Hou, A.Y.C. (2019). A farewell to internationalisation? Striking a balance between global ambition and local needs in higher education in Taiwan. Higher Education, 1-14. https://doi.org/10.1007%2Fs10734-019-00495-0
McKeown, R. (2009). Norm regress: US revisionism and the slow death of the torture norm. International relations, 23(1), 5-25. https://doi.org/10.1177/0047117808100607
Panke, D., & Petersohn, U. (2016). Norm challenges and norm death: The inexplicable? Cooperation and Conflict, 51(1), 3-19. https://doi.org/10.1177/0047117808100607
Payne, R.A. (2001). Persuasion, frames and norm construction. European journal of international relations, 7(1), 37-61. http://dx.doi.org/10.1177/1354066101007001002
Salmi, J. (2009). The challenge of establishing world-class universities. World Bank. https://doi.org/10.1596/978-0-8213-7865-6
Wiener, A. (2014). A theory of contestation. Berlin, Heidelberg: Springer.
Возможно, Вас заинтересуют:
Истомин И. А., Виньо А. ,
Международные нормы в свете технологических изменений: вызовы конструктивистской теории в сфере контроля над вооружениями. – Полис. Политические исследования. 2023. №4
Римский В. Л.,
Универсальные и коррупционные нормы взаимодействий в российской политике. – Полис. Политические исследования. 2011. №4
Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И.,
Идентичность в системе координат мирового развития. – Полис. Политические исследования. 2010. №3
Торкунов А. В.,
Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы. – Полис. Политические исследования. 2022. №5
Ильин М. В.,
Слоеный пирог политики: порядки, режимы и практики. – Полис. Политические исследования. 2014. №3