Особенности фискальной интеграции в Европейском союзе

Особенности фискальной интеграции в Европейском союзе


Стрежнева М. В.,

Доктор политических наук, ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, Москва, Россия, m.strezhneva@imemo.ru


elibrary_id: 251783 | ORCID: 0000-0002-6561-4367 | RESEARCHER_ID: K-5421-2013

Дата поступления статьи: 2023.11.07. Принята к печати: 2024.01.09


DOI: 10.17976/jpps/2024.02.11
EDN: XOXAMT

Рубрика: Orbis terrarum

Правильная ссылка на статью:

Стрежнева М. В. Особенности фискальной интеграции в Европейском союзе. – Полис. Политические исследования. 2024. № 2. С. 151-164. https://doi.org/10.17976/jpps/2024.02.11. EDN: XOXAMT


Аннотация

Статья нацелена на выявление актуальных тенденций в фискальной интеграции в Европейском союзе. Представлены ее главные этапы, особое внимание уделено программе “Европейский союз следующего поколения”, которая составила ключевой ответ Брюсселя на социально-экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19. В статье оценивается, останется ли эта программа явлением временным и в какой мере она способна определять “новую нормальность” для Экономического и валютного союза. Ввиду украинского кризиса тем более настойчиво звучат предложения о наделении Брюсселя “фискальной обеспеченностью” или постоянными фискальными механизмами, способными надежно отразить возникающие вызовы и угрозы. Здесь рассмотрен вопрос о том, можно ли ожидать оформления подобных постоянных инструментов в качестве элементов полномасштабного фискального союза, который приблизил бы зону евро к контурам оптимальной валютной зоны. Поскольку влияние европейских институтов в качестве инициаторов интеграционного процесса и вовлеченность в него неправительственных игроков ранее уже получили более широкое освещение в специальной литературе, в данном случае подробнее исследуется роль, которую во властных отношениях в Евросоюзе играют национальные правительства. Основой для исследования послужила теория многоуровневого управления и, в частности, ее “динамическая” версия, которая хорошо выявляет случаи и способы сохранения правительствами контроля над принимаемыми в рамках интеграционной системы решениями. Проведенный анализ подтвердил, что планы нарастить выпуск долговых обязательств Евросоюза, чтобы заместить национальные заимствования либо перевести налоги с национального на наднациональный уровень, у Евросоюза отсутствуют. Можно ожидать, что в перспективе более активные заимствования ЕС на финансовых рынках будут сопровождаться повышенной мерой институциональной гибкости, но такие временные инструменты, как NGEU или SURE, не приведут к налоговизации фискального союза. 

Ключевые слова
фискальная интеграция, фискальный союз, многоуровневое управление, оптимальная валютная зона, федерализация, Европейский стабилизационный механизм, фонд восстановления и устойчивости, собственные ресурсы европейского бюджета.


Список литературы

Бусыгина И.М., Филиппов М.Г. 2020. Изменение стимулов и стратегий национальных правительств в условиях многоуровневого управления в Европейском союзе. Полис. Политические исследования. № 5. С. 148-163. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.05.11. EDN: VCSRXE.

Буторина О.В. 2013. Европейский союз после кризиса: упадок или возрождение? Вестник МГИМО- Университета. № 4. С. 71-81. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-4-31-71-81. EDN: RAILQH.

Григорьев И.С., Декальчук А.А., Губайдуллина С.Ш. 2021. Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами: голоса, бюджеты, информация. Полис. Политические исследования. № 1. 169-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.01.12. EDN: QEZVUR.

Каплун В. 2019. Перестать мыслить “власть” через “государство”: gouvernementalitd, Governmentality Studies и что стало с аналитикой власти Мишеля Фуко в русских переводах. Логос. Т. 29. № 2. С. 179-220. https://doi.org/10.22394/0869-5377-2019-2-179-218. EDN: ZDJRBB.

Михайлов Д.Ю. 2023. Николя Саркози и кризис еврозоны: федерализация бюджетно-финансового сектора ЕС. Современная Европа. № 5. С. 72-83. https://doi.org/10.31857/S0201708323050066. EDN: XZXGRI.

Сидорова Е.А. 2021. Фискальная интеграция в Европейском союзе. М.: ИМЭМО РАН, Весь Мир. EDN: RDMXFO.

Фурсов А.А. 2009. Эволюция научного реализма. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. № 1. С. 109-129. EDN: NUOKUH

Bilbiie, F., Monacelli, T., & Perotti, R. (2021). Fiscal policy in Europe: controversies over rules, mutual insurance, and centralization. Journal of Economic Perspectives, 25(2), 77-100. https://doi.org/10.1257/jep.35.2.77

Buti, M., & Messori, M. (2022). The role of central fiscal capacity in connecting the EU's domestic and global agendas. STG Policy Papers, 2022/13. https://cadmus.eui.eu/bitstream/handle/1814/74593/PA_2022_13_STG.pdf?sequence=5&isAllowed=y

Dermine, P. (2020). The EU's response to the COVID-19 crisis and the trajectory of fiscal integration in Europe: between continuity and rupture. Legal Issues of Economic Integration, 47, 338-341. https://doi.org/10.54648/leie2020020

Fasone, С. (2023). EU Budget and Spending Powers. In Hinarejos, A., & Schutze, R. (Ed.), EU Fiscal Federalism: Past, Present, Future (pp. 233-262). Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780198833284.003.0010

Hodson, D. & Howarth, D. (2023). The EU's recovery and resilience facility: an exceptional borrowing instrument? Journal of European Integration, 46(1) 69-87. https://doi.org/10.1080/07036337.2023.2243378

Hooghe, L. & Marks, G. (2001). Multi-level governance and European integration. Boulder: Rowman & Littlefield.

Howarth, D. & Quaglia, L. (2021). Failing forward in economic and monetary union: explaining weak eurozone financial support mechanisms. Journal of European Public Policy, 28(10), 1555-1572. https://doi.org/10.1080/13501763.2021.1954060

Jachtenfuchs, M. (2010). The institutional framework of the European Union. In Enderlein, H., Walti, S., & Zurn, M. (Ed.), Handbook on Multi-level Governance (pp. 203-213). Cheltenham: Edward Elgar. https://doi.org/10.4337/9781849809047.00020

Jones, E. (2021). Next generation EU: Solidarity, opportunity and confidence. Sieps. https://www.sieps.se/en/publications/2021/next-generation-eu-solidarity-opportunity-and-confidence/

Jordan, A. (2001). The European Union: an evolving system of multi-level governance... or government? Policy & Politics, 29(2), 193-208. https://doi.org/10.1332/0305573012501305

Kennen, P. (1969). The theory of optimum currency areas: an eclectic view. In Mundell, R., & Swoboda, A. (Ed.), Monetary Problems of the International Economy (pp. 41-60). Chicago: The University of Chicago Press.

Littoz-Monnet, A. (2010). Dynamic multi-level governance - bringing the study of multi-level interactions into the theorising of European integration. European Integration Online Papers (EIoP), 14, 01. http://eiop.or.at/eiop/texte/2010-001a.htm

McKinnon, R.I. (1963). Optimum currency areas. The American Economic Review, 53(4), 717-725. https://www.experimentalforschung.econ.uni-muenchen.de/studium/veranstaltungsarchiv/sq2/mckinnon_aer1963.pdf

Moravcsik, A. (1993). Preferences and power in the European community: a liberal intergovernmentalist approach. Journal of Common Market Studies, 31(4), 473-524. https://doi.org/10.1111/j.1468-5965.1993.tb00477.x

Truchlewski, Z., Schelkle, W., & Ganderson, J. (2021). Buying time for democracies? European Union emergency politics in the time of COVID-19. West European Politics, 44(5-6), 1353-1375. https://doi.org/10.1080/01402382.2021.1916723

Wozniakowski, T.P. (2016). Towards fiscalization of the European Union? The US and EU Fiscal unions in a comparative historical perspective. Berkeley: Institute of European Studies. https://escholarship.org/uc/item/667699tw

Zgaga, T. (2023). The fiscal sovereignty of the European Union after the COVID-19 pandemic and the war in Ukraine. Journal of European Integration, 45(4), 703-709. https://doi.org/10.1257/jep.35.2.77 

Содержание номера № 2, 2024

Возможно, Вас заинтересуют:


Стрежнева М. В.,
Участие Европейского союза в политическом управлении глобальными финансами. – Полис. Политические исследования. 2014. №2

Шувакович У. ,
Политические партии как традиционный механизм репрезентации в современном обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

Арбатова Н. К.,
Стратегическая автономия Европейского союза: реальность или благое пожелание?. – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Арбатова Н. К.,
Климатические угрозы – новое измерение безопасности Евросоюза. – Полис. Политические исследования. 2022. №6

Ландшир де К. , Мидлхоф Ю. ,
Роль личности в политике на примере Евросоюза. – Полис. Политические исследования. 2011. №2



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
4 2022


Арбатов А. Г.
Украинский кризис и стратегическая стабильность

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991