Антропологический аспект глобальных моделей образования: поиски и решения

Антропологический аспект глобальных моделей образования:
поиски и решения


Касаткин П. И.,

доктор философских наук, профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД России, pkas@mail.ru


elibrary_id: 624018 |

Силантьева М. В.,

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии МГИМО МИД России, silvari@mail.ru


elibrary_id: 435308 | ORCID: 0000-0002-9246-6339 | RESEARCHER_ID: G-8008-2016


DOI: 10.17976/jpps/2017.06.10
Рубрика: Orbis terrarum

Правильная ссылка на статью:

Касаткин П. И., Силантьева М. В. Антропологический аспект глобальных моделей образования: поиски и решения. – Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 137-149. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.06.10


Аннотация

В статье рассматриваются ценностно-антропологические вызовы, стоящие перед современной системой образования в свете глобализации. Ее социально-политические следствия тесно переплетены с процессом трансформации современных образовательных моделей. Причем определяющими в данном случае стали задачи поиска социально-экономических и политических решений, связанных с перспективами модернизации, исходя из реальных условий социокультурной действительности. В свою очередь, это вывело вопрос о модернизации национальных систем образования в плоскость философской антропологии и философии политики. Глобальные модели образования при этом не равны “глобальному образованию”: это те базовые модели, которые имеют распространение в современном глобальном мире через принятие некоторых ценностных оснований (возможно – в форме мифологий). Актуальность обращения к теме антропологического аспекта модернизации образования связана также с необходимостью изучения ценностного ядра тех изменений, которые претерпевает образовательная среда в условиях динамического взаимодействия глобальных и национальных образовательных принципов. Проблема уточнения идентификационных программ, соответствующих указанным изменениям, дополняется задачей поиска механизма управления данными процессами. Присутствующие здесь масштабные противоречия не могут быть разрешены без учета, с одной стороны, универсалий культуры, а с другой – тех культурных констант, которые существуют в пространстве каждой из уникальных культур. Соответственно, конкретизация тех или иных проектов требует более тщательного изучения регионального контекста, координируемого приоритетом национальных интересов при соблюдении их оптимального баланса с интересами всего человечества. Поскольку процесс модернизации существующих систем образования базируется на их ценностной переориентации и на новом понимании антропологического содержания глобальной культуры, уместно уточнить ее рамки. Они, по мнению авторов статьи, определяются потребностью в конкурентоспособных креативных индивидах. И лишь затем, по возможности, – потребностью в развитии творческого потенциала личности, стремлением к достижению материальных благ, духовному росту и т.п. Поэтому, анализируя глобализацию как объективный процесс, имеет также смысл принять во внимание идеологию глобализации, спекулирующую “глобальными ценностями” и “новым пониманием человека” как средствами изменения целеполагания в пользу конкретных участников политического процесса. 

Ключевые слова
глобальные модели образования; современный университет; трансформация ценностей; антропологический аспект.


Список литературы

Бауман 3. 2004. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь Мир. 188 с.

Блинов А.Н., Коннов В.И. 2016. Фонды поддержки науки в национальных научно-исследовательских комплексах: преимущества и ограничения. – Вестник Российской академии наук. Т. 86. № 10. С. 873-882.

Васкевич Т.В. 2016. Спор систем образования: возможен ли компромисс? Антропологическая миссия образования. – Педагогика и просвещение. № 4. С. 353-362.

Вукичевич С. 2012. Глобализация. Природа человека и природа человеческого сообщества. – Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. № 1. C. 33-52.

Гершунский Б.С. 1998. Философия образования для XXI века. М.: Московский психолого-социальный институт. 432 с.

Глаголев В.С. 2015. Этическая культура в науке – модель формирования творчества политиков-международников. – Вестник МГИМО-Университета. № 3 (42). С. 269-271.

Глаголев В.С. 2016. Студент российского вуза как феномен образовательных усилий. – Образование как единство обучения и воспитания. Материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения. С. 30-38.

Дворжак В. 2002. Роль образования и науки в процессе мировой глобализации. — Проблемы теории и практики управления. № 2. С. 123-127.

де Мартино М. 2014. Глобализация, европеизация и интернационализация в системе высшего образования: пример Италии. – Человек. Сообщество. Управление. № 3. C. 83-95.

Жданова Н.Г. 2009. Понятие “глобализация” в социально-философском исследовании. – Медицина и образование в Сибири. № 3. Доступ: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=356 (проверено 09.10.2017).

Кочергин А.Н. 2012. Университет и глобализация: интеграция вызовов современности или “руинизация”? – “Alma mater” (Вестник высшей школы). № 11. C.22-26.

Кузнецов Е.А. 2011. Международная глобализация и высшее образование. –Вестник КазНПУ им. Абая. Серия “Международная жизнь и политика”. С. 3-6.

Курдюмова И.М. 2010. Глобальное образование: новый учебный предмет в средней школе за рубежом. – Проблемы современного образования. № 5. С. 61-67.

Лебедева М.М. 2013. Социально-гуманитарное измерение международных отношений в АТР. – Международные процессы. Т. 11. № 32. С. 4-15.

Лекаца А.Н., Арутюнов Э.К., Свериденко В.Г. 2014. Формирование личности в условиях глобализации. – Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 159-161.

Лошкарёв И.Д. 2017. Ресурсы этнического лоббизма во внешней политике США. –Мировая экономика и международные отношения. Т. 61. № 3. С. 76-83. DOI: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2017-61-3-76-83

Мамут Л.С. 2004. Государство в контексте глобализации. – Право и политика. № 1. С. 4-13.

Мухлынкина Ю.В. 2008. Этническая идентичность в эпоху глобализации. – Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. № 6. С. 92-95.

Панарин А.С. 2002. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм. 496 с.

Подопригора А.С. 2009. Развитие человека в условиях глобализации общества: социально-философский анализ. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд.филос.наук. Ростов-на-Дону: ГОУ ВПО “Донской государственный технический университет”. 27 с.

Понарина Н.Н. 2010. Современный человек перед проблемами глобализации. –Историческая и социально-образовательная мысль. № 4 (6). C. 29-35.

Понарина Н.Н. 2012. Глобализация высшего образования и проблемы интернационализации образовательных систем. – Общество: социология, психология, педагогика. № 1. C. 17-20.

Руденко В.А. 2006. Глобализация образования и проблема сохранения ценностей национальной культуры. – Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 5. C. 57-60.

Русанов Д.В. 2009. Глобализация как триггер развития современного высшего образования: социологический аспект. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. соц. наук. Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. 22 c.

Сардарян Г.Т. 2014. О политической этике и мировом демократическом развитии. – Политика и общество. № 10. С. 1212-1218.

Силантьева М.В. 2014a. Новые принципы “философии границы” в глобальном мире. – Полис. Политические исследования. № 3. С. 8-26. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2014.03.02

Силантьева М.В. 2014b. Проблема “культурных границ” в современном мире: ценностный аспект. – Вестник МГИМО-Университета. № 2 (35). С. 235-239.

Слободчиков В.И., Зверев С.М. 2013. Ключевые категории мышления профессионального педагога. Введение в антропологию образования. М.: Спутник+. 105 с.

Слободчиков В.И., Зверев С.М., Шеин А.В. 2013.Профессиональное образование в ловушке модернизации. – Психология обучения. № 11. С. 5-19.

Снеговая О.А. 2007. Глобализация как социокультурный процесс. Автореф. диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. Ростов-на-Дону: ВГОУ ВПО “Южный Федеральный университет”. 22 с.

Сторублевцева Д.А. 2013. Субъект культурной политики в условиях глобализации современного социокультурного пространства. – Вестник МГУКИ. № 3 (53). С. 39-44.

Терин В.П. 2014. Политика под воздействием электронной одновременности. –Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 37-44.

Торкунов А.В. 2013. Педагогика и подготовка специалистов-международников. –Вестник МГИМО-Университета. № 1 (28). С. 7-8.

Торкунов А.В. 2015. По дороге в будущее-2. М.: Аспект Пресс. 550 с.Фукуяма Ф. 2004. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ; ЛЮКС. 349 с.

Хомски Н. 2012. Государство будущего. М.: Альпина нон-фикшн. 104 с.

Шарыгин И.Ф. 2004. Образование и глобализация. – Новый Мир. № 10. С. 110-125.

Шестопал А.В., Коннов В.И. 2014. Практическая эпистемология: роль рецензирования в организации научной деятельности. – Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 198-207.

Ясперс К. 2006. Идея университета. Минск: БГУ. 159 с. Anderson B. 1983. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London, New York: Verso. 160 p.

Bennett M.J. 2016. The Value of Cultural Diversity: Rhetoric and Reality Reflections on the End of Relativism. URL: http://www.idrinstitute.org/allegati/IDRI_t_Pubblicazioni/90/FILE_Documento_Value_of_Diversity_rev.pdf (accessed 01.05.2017).

Butler J. 2004. Undoing Gender. New York: Routledge. 274 р.

Chinnammai S. 2005. Effects of Globalization on Education and Culture. ICDE International Conference, New Delhi, 19-23 November 2005.

Huerta de Soto J. 1998. A Libertarian Theory of Free Immigration. – Journal of Libertarian Studies. Vol. 13. No. 2. P. 187-197.

Knežević V.D., Bratina B.R. 2017. Is Milton Bennett’s Model of inter Cultural Sensitivity Really inter Cultural? – Концепт: философия, религия, культура. № 2 (2). С. 20-26.

Loshkariov I.D., Sushentsov А.А. 2016. Radicalization of Russians in Ukraine: from ‘accidental’ diaspora to rebel movement. – Southeast European and Black Sea Studies. Vol.16. No. 1. P. 71-90.

Nozick R. 1974. Anarchy, State, and Utopia. New York: Basic Books. 334 p.

Scott P. 2000. Globalization and Higher Education: Challenges for the 21stCentury. –

Journal of Studies in International Education. Vol. 4. No. 1. P. 3-10. DOI: https://doi.org/10.1177/102831530000400102

Young I.M. 1990. Justice and the Politics of Difference. Princeton University Press. 286 р. 

Содержание номера № 6, 2017

Возможно, Вас заинтересуют:


Воевода Е. В., Белогуров А. Ю.,
Аксиология образования в дискурсе современной политики. – Полис. Политические исследования. 2018. №6

Ховалыг Д. В.,
Коммуникативная природа ценностей и их трансформация в медийном пространстве. – Полис. Политические исследования. 2008. №1

Еремеев С. Г.,
Образование в современной политической повестке дня. – Полис. Политические исследования. 2015. №1

Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Афонцев С. , Зегберс К. , Ильин М. В., Кулагин В. М., Лебедева М. М., Рыхтик М. , Соловьев А. И., Фельдман Д. М., Цыганков А. П., Цыганков П. А.,
Мировая политика: повестка дня на завтра Виртуальный круглый стол. – Полис. Политические исследования. 2005. №4

Дискуссия ,
Переосмысляя современность (Материалы международной конференции) (II). – Полис. Политические исследования. 2003. №3

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2018


Хенкин С. М.
Сепаратизм против государства: случай Каталонии

 Текст статьи 
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991