Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе

Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе


Пузанова Ж. В.,

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, Российский университет дружбы народов, puzanova_zhv@rudn.university


elibrary_id: 193540 |

Нарбут Н. П.,

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии, Российский университет дружбы народов, narbut_np@rudn.university


elibrary_id: 251248 |

Ларина Т. И.,

Кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии, Российский университет дружбы народов, Larina_ti@rudn.university


elibrary_id: 701812 |

Антонова Л. А.,

старший преподаватель кафедры иностранных языков, специалист, Российский университет дружбы народов, Antonova_la@rudn.university


elibrary_id: 720357 |


DOI: 10.17976/jpps/2018.04.11

Правильная ссылка на статью:

Пузанова Ж. В., Нарбут Н. П., Ларина Т. И., Антонова Л. А. Контексты межкультурного взаимодействия в высшей школе. – Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 143-155. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.04.11


Аннотация

В статье рассмотрены основные контексты интернационализации в высшей школе и связанные с ней отдельные аспекты воспитания патриотизма в условиях интенсификации межкультурного взаимодействия. Российский университет дружбы народов (РУДН) в течение многих лет является ярким примером межнациональной мультикультурной образовательной среды, поэтому значительный интерес представляют результаты проведенного в вузе социологического исследования, раскрывающие особенности понимания и проявления патриотических воззрений и установок российских и иностранных студентов. Исследование показало отсутствие принципиальных отличий в понимании патриотизма российскими и иностранными студентами, при этом любовь к своей стране, гордость ее достижениями, готовность пожертвовать собой во благо Родины чаще связываются с понятием патриотизма студентами- россиянами, тогда как уважение к государственному строю, символике, готовность служить в армии, любовь к своим близким оказались в большей степени характерны для студентов-иностранцев. Немалое число иностранных студентов заинтересовано остаться в России после окончания учебы. Авторами затронут ряд проблем, связанных с рисками межнациональных конфликтов, языкового барьера и в целом сложной адаптации иностранных студентов. Полученные данные могут быть использованы для принятия управленческих решений в вузах, обучающих иностранных граждан.

Ключевые слова
студенчество; патриотизм; интернационализация высшего образования; этническая толерантность; политика мультикультурализма.


Список литературы

Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. 2014. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Центр социологических исследований. 228 с.

Бардин А.Л. 2017. Патриотизм. – Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Издательство “Весь мир”. С. 598-607.

Веревкин О.Л. 2009. Мотивы приезда иностранцев на учебу в Россию. – Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. Т. 92. С. 245-251.

Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. 2009. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования. – Высшее образование в России. № 6. C. 123-131.

Громов А.Д. 2016. Академическая мобильность иностранных студентов в России. – Факты образования. № 7. 15 с.

Зырянов С.Г., Лесняк В.И. 2013. Современный российский патриотизм: основные подходы к интерпретации. – Социум и власть. № 2. Т. 40. С.11-16

Карманова Т.М. 2017. Психологические характеристики иностранных студентов с разным уровнем толерантности. – Международный журнал экспериментального образования. № 7. С. 71-73.

Кошелева Е.Ю., Амартей Д.А. 2015. Влияние факторов стресса на адаптацию к академическому процессу в российском вузе иностранных и российских студен­тов. – Альманах современной науки и образования Тамбов. № 4. Т. 94. C. 95-98.

Кубалова З.Т. 2015. Размышления о патриотизме и забытом термине “интерна­ционализм”. – Культура. Духовность. Общество. № 16. C. 35-41.

Нарбут Н.П., Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. 2017. Жизнь студента в европейском измерении. – Социологические исследования. № 5. С. 47-50

Рубинская Э.Д., Савченкова И.Н. 2015. Иностранные студенты как рабочий ре­сурс квалифицированной рабочей силы региона (на материалах социологического исследования). – Вопросы регулирования экономики. № 6. Т. 6. С. 73-81.

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. 2008. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл. 172 с.

Altbach Ph. Knight J. 2007. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities. – Journal of Studies in International Education. Vol. 11. No. 3-4. P. 290-305. https://doi.org/10.1177/1028315307303542

Knight J. 2003. Updating the Definition of Internationalization. – International Higher Education. Vol. 33. P. 2-3.

Shanti G. 2014. Re-Imagined Universities and Global Citizen Professionals: International Education, Cosmopolitan Pedagogies and Global Friendships. Palgrave Macmillan UK. xiii+284 p.

Содержание номера № 4, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Сулима И. И.,
Система образования как инструмент оценки постсоветских реформ. – Полис. Политические исследования. 2001. №2

Рябов В. В., Пищулин Н. П.,
Педагогика будущего (Концепция высшего образования МГПУ) . – Полис. Политические исследования. 1996. №3

Лапин Н. И.,
Политология в системе высшего образования: опыт концептуализации профессиональной подготовки . – Полис. Политические исследования. 1994. №5

Мартынов М. Ю., Фадеева Л. А., Габеркорн А. И.,
Патриотизм как политический дискурс в современной России. – Полис. Политические исследования. 2020. №2

Воевода Е. В., Белогуров А. Ю.,
Аксиология образования в дискурсе современной политики. – Полис. Политические исследования. 2018. №6


полная версия страницы