Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама

Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама


Сапронова М. А.,

Доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения, МГИМО МИД России, sapronova@bk.ru


elibrary_id: 513244 |

Чечевишников А. Л.,

Кандидат исторических наук, директора Института международных исследований, МГИМО МИД России, alc0202@gmail.com


elibrary_id: 473798 |

Ярлыкапов А. А.,

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Института международных исследований, МГИМО МИД России, itbal@mail.ru


elibrary_id: 144340 |


DOI: 10.17976/jpps/2020.02.09

Правильная ссылка на статью:

Сапронова М. А., Чечевишников А. Л., Ярлыкапов А. А. Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама. – Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 122-136. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.02.09


Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-011-00643.

Аннотация

Проведенное авторами статьи пилотное исследование (анкетирование) круга отечественных ученых, специализирующихся на изучении современного российского ислама и российских мусульман, позволило осуществить первый опыт характеристики этого формирующегося научного сообщества. В постсоветской России такое исламоведческое сообщество складывается прежде всего на основе “советских” востоковедческих кадров и соответствующих центров. Существенную роль в его формировании играют и исламские учебные заведения, возникшие в последние десятилетия, – многие служители культа имеют светские ученые степени. В свою очередь, светские учебные и научные учреждения способствуют становлению исламских высших учебных заведений, так как исламское образование в России идет по пути синтеза религиозных и светских знаний. Значимый рост академической активности по исламской тематике произошел с 2008 г. в результате решения правительства подготовить специалистов с глубокими знаниями истории и культуры ислама, которые будут работать в исламских религиозных организациях. Большинство опрошенных ученых изучают местные мусульманские общины и ислам на региональном уровне из-за разнообразия мусульманских общин в стране. На повестку дня выходят задачи концептуализации знаний о российском исламе, выработки методов его изучения, а также выяснения места, роли и функций ислама в современном российском обществе. Оставаясь весьма мозаичным, российский ислам динамично меняется. Авторы полагают, что господствующая в настоящее время региональная исследовательская парадигма тормозит понимание процессов, происходящих в российском исламском сообществе. Необходимо составить картину развития ислама в России в целом. Полевые исследования должны вестись в разных регионах страны, чтобы создать целостную картину. Делать это следует в контексте мировой ситуации, в первую очередь – ситуации на Ближнем Востоке, а также с учетом функционирования неформальных исламских сетей. Необходима глубокая кооперация с востоковедами-арабистами. 

Ключевые слова
ислам, исламоведение, российская умма, научное сообщество, востоковедение.


Список литературы

Авксентьев А.В. 1979. О характере проявления религиозных пережитков в Карачаево-Черкесии. – Проблемы атеистического воспитания в условиях Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ экономики, истории, языка и литературы. С. 15-40.

Авксентьев А.В. 1984. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство. 287 с.

Агишев Р.Р. 2018. Изучение региональных особенностей ислама в Российской Федерации в новейшее время. – Современный мусульманский мир: электронный журнал. № 3. URL: https://islamjournal.ru/wp-content/uploads/2018/09/ID42.pdf (accessed 02.06.2019).

Аликберов А.К., Бобровников В.О., Бустанов А.К. 2018. Российский ислам: Очерки истории и культуры. М.: Институт востоковедения РАН. 455 c.

Басилов В.Н. 1970. Культ святых в исламе. М.: Мысль. 144 с.

Беккин Р.И. 2009. Исламская экономическая модель и современность. М.: Марджани. 336 с.

Беккин Р.И. 2010. Исламская экономическая модель и современность. 2-e изд., перераб. и доп. М.: Марджани. 367 с.

Бобровников В. 2018. Парадоксы изучения современного ислама в России. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 1. С. 310-322. http://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-1-310-322

Булатов А.О. 1990. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – начале XX в. Махачкала: Дагкнигоиздат. 266 с.

Гаджиев Г.А. 1991. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. М.: Наука. 182 с.

Генко А.Н. 1941. Арабский язык и кавказоведение. О значении арабских материалов для изучения истории Кавказа. Труды второй сессии Ассоциации арабистов. 19-23 октября 1937 г.; Труды Института востоковедения. Вып. XXXVI. Под ред. и с предисл. акад. И.Ю. Крачковского. Москва; Ленинград. С. 81-110.

Ислам и мусульмане постсоветской России в работах отечественных исследователей (1992–2017). Биобиблиографический словарь-справочник. 2018. Сост. М.А. Сапронова, А.Л. Чечевишников, А.А. Ярлыкапов. М.: МГИМО-Университет. 82 с.

Исламистские радикальные движения на политической карте современного мира. Вып. 2. Северный и Южный Кавказ. 2017. М.: Институт Африки РАН. 608 с.

Керейтов Р.Х. 1979. Некоторые реликты доисламских верований у ногайцев. – Проблемы атеистического воспитания в условиях Карачаево-Черкесии. С. 104-110. Черкесск: Карачаево-Черкесский НИИ экономики, истории, языка и литературы.

Климович Л. 1936. Ислам в царской России. Очерки. М.: Государственное антирелигиозное издательство. 408 c.

Климович Л.И. 1958. Обряды, праздники и культ святых в исламе. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд-во. 63 с.

Кнорре А.В., Соколов М.М. 2013a. “Тяжеловесы” российской социологии: опыт измерения статуса и ресурсов ученых. – Социологические исследования. № 10. С. 77-87.

Кнорре А.В., Соколов М.М. 2013b. Звезды и боссы: происхождение и композиция российской социологической элиты. Препринт. Томск. URL: http://past-centre.ru/wp-content/uploads/2013/09/KnorreSokolov_Sociological_establishment.pdf (accessed 02.06.2019).

Ковалевский А.П. 1956. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков: Изд-во Харьковского ун-та. 345 c.

Королева Л.А., Королев А.А. 2007. “Евроислам” в постсоветской России: к историографии вопроса. – Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. № 4. С. 53-54.

Круглый стол: “Что происходит в современном исламском мире: попытка концептуализации” (Ирина Стародубровская, Орхан Джемаль, Эмиль Паин, Василий Кузнецов, Дмитрий Узланер, Ахмет Ярлыкапов). 2017. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3. С. 265-299. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-3-265-299

Лавров Л.И. 1959. Доисламские верования адыгейцев и кабардинцев. – Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды Института этнографии. Т. 51. С. 193-236. М.: Наука.

Мирзаханов Д.Г. 2016. Политический ислам в современной России: историография проблемы. – Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. Т. 16. Вып. 4. С. 474-478. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2016-16-4-474-478

Наумкин В.В. 2008. Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки, доклады разных лет. М.; Н. Новгород: Издательский дом “Медина”. 768 с.

Оразаев Г.М.-Р. 1987. “Северокавказский тюрки” в системе тюркских региональных письменных языков XVI–XIX вв. – Советская тюркология. № 3. С. 47-52.

Погорелов Ф.А., Соколов М.М. 2005. Академические рынки, сегменты профессии и интеллектуальные поколения: фрагментация петербургской социологии. – Журнал социологии и социальной антропологии. Т. VIII. № 2. С. 76-92.

Сапронова М.А., Чечевишников А.Л. 2019. Исламское образование в России – собственная модель? – Право и образование. № 6. С. 4-14.

Сафонова М.А. 2012. Сетевая структура и идентичности в локальном сообществе социологов. – Социологические исследования. № 6. С.107-120.

Силантьев Р.А. 2008. Ислам в современной России. Энциклопедия. М.: Алгоритм. 576 с.

Соколов М.М. 2012. Изучаем локальные академические сообщества. – Социологические исследования. № 6. С. 76-82.

Торкунов А.В. 2015. Лазаревский институт восточных языков в контексте истории востоковедения. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 9-22. https://doi.org/10.17976/jpps/2015.06.03

Трофимова А.Г. 1965. Из истории религиозных обрядов вызывания дождя и солнца у народов Южного Дагестана. Азербайджанский этнографический сборник. Вып. II. Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР. С. 97-111.

Хайрутдинов Р.Р., Алмазова Л.И. 2016. Меж трех огней: мониторинг учебно-методологической литературы для исламских вузов Татарстана. Ислам в современном мире. Т. 12. № 4. С. 229-238. https://doi.org/10.22311/2074-1529-2016-12-4-229-238

Шихсаидов А.Р. 1969. Ислам в средневековом Дагестане (VII-XV вв.). Махачкала: Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР. 252 с.

Шихсаидов А.Р. 1984. Эпиграфические памятники Дагестана X–XVII вв. как исторический источник. М.: Наука. 460 с.

Щепанская Т.Б. 2008a. Научная работа как повседневная практика: женский взгляд. – Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2007 г. Отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: Музей антропологии и этнографии РАН. С. 377-386.

Щепанская Т.Б. 2008b. Символические репрезентации знания в неформальном дискурсе “поля”. – Антропология академической жизни: адаптационные процессы и адаптивные стратегии. Отв. ред. Г.А. Комарова. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. С. 100-140.

Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 1. Надписи X-XVII вв. 1966. Тексты, переводы, комментарии, введение и приложения Л.И. Лаврова. М.: Наука. 261 с.

Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 2. Надписи XVIII-XX вв. 1968. Тексты, переводы, комментарии, статья и приложения Л.И. Лаврова. М.: Наука. 242 с.

Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Часть 3. Надписи X–XX вв. Новые находки. 1980. Тексты, переводы, комментарии, статья и приложения Л.И. Лаврова. М.: Наука. 168 с.

Ярлыкапов А.А. 2003. Исламское образование на Северном Кавказе в прошлом и настоящем. – Вестник Евразии. № 2 (21). С. 5-31.

 

 

Беккин Р.И. 2019. Ислом иқтисодий модели ва замон. Тошкент: O‘zbekiston НМИУ. 360 b.

 

 

Becher T., Trowler P.R. 1989. Academic Tribes and Territories: Intellectual Enquiry and the Culture of Disciplines. Philadelphia, PA: The Society for Research into Higher Education; Open University Press.

Bourdieu P. 1988. Homo Academicus. Cambridge: Polity Press.

Hagstrom W. 1965. The Scientific Community. New York: Basic Books.

 

Latour B., Woolgar S. 1986. Laboratory Life. The Construction of Scientific Facts. Princeton: Princeton University Press. 

Содержание номера № 2, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Талагаева Д. А.,
Норвегия: государственная научная политика. – Полис. Политические исследования. 2014. №1

Торкунов А. В.,
Лазаревский институт восточных языков в контексте истории востоковедения. – Полис. Политические исследования. 2015. №6

Еременко Г. О., Кокарев К. П.,
eLIBRARY.ru и РИНЦ в информационной инфраструктуре российской науки: беседа с гендиректором НЭБ Геннадием Ерeменко. – Полис. Политические исследования. 2014. №1

Григорьева Е. И., Ситдиков И. М.,
Как правильно оформить электронное научное издание. – Полис. Политические исследования. 2013. №3

Абазов Р. Ф.,
Средняя Азия: ислам и политика . – Полис. Политические исследования. 1992. №4

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2010


Глинчикова А. Г.
Демократическая модернизация и национальная культура

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991