Новый мировой порядок:
реставрация или моральная революция?
Чебанкова Е. А.,
Доктор политических наук, Кембридж, Великобритания, elena.chebankova@icloud.com
Дата поступления статьи: 2022.12.16. Принята к печати: 2023.02.03
DOI: 10.17976/jpps/2023.03.02
EDN: RZBQNY
Чебанкова Е. А. Новый мировой порядок: реставрация или моральная революция? – Полис. Политические исследования. 2023. № 3. С. 9-19. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.03.02. EDN: RZBQNY
Продолжающаяся турбулентность в мировой политике сопровождается призывами заменить нынешний порядок международных отношений с модели мира, основанного на правилах, на модель многополярной системы, уходящей корнями в международное право. Политические лидеры и комментаторы, прежде всего российского происхождения, часто называли эти инициативы моральной революцией, призванной преобразовать нынешний мировой порядок. В данной статье рассматривается теологическая и философская подоплека идей, продвигающих такие изменения. В обсуждении утверждается, что эти предложения, хотя и звучат как революционные, перекликаются с авраамическими принципами международного диалога, разработанными средневековыми христианскими теологами, мыслителями Реформации, а также еврейскими и исламскими религиозными философами. В выводах подчеркивается, что современные приверженцы отказа от мира, основанного на правилах, прямо не ссылаются на религиозные доктрины, однако предлагаемые ими реформы и основные положения хорошо согласуются с этими более ранними этическими принципами. Это обобщение следует отнести к чисто научным, и оно вносит свой вклад в историю идей.
Список литературы
Acharya, A. (2014). Global international relations (IR) and regional worlds. International Studies Quarterly, 58(4), 647-659. https://doi.org/10.1111/isqu.12171
Berger, P. (1999). The desecularization of the world: a global overview. In P. Berger (Ed.), The Desecularization of the World. Resurgent religion and world politics (pp. 1-19). Washington, DC: Ethics and Public Policy Centre.
Brooks, S. & Wohlforth, W. (2008). World out of balance: international relations and the challenge of American primacy. Princeton, N.J.: Princeton University Press. https://doi.org/10.1515/9781400837601
Brown Scott, J. (1934). The Catholic conception of international law. Washington, DC: Georgetown University Press.
Bull, H. (2000). Justice in international relations. In K. Alderson & A. Hurrell (Ed.), Hedley Bull on International Society (pp. 206-245). London: Macmillan.
Buzan, B. (2011). A world order without superpowers: decentred globalism. International Relations, 25(3), 3-25. https://doi.org/10.1177/0047117810396999
Buzan, B., & Lawson, G. (2015). The global transformation: history, modernity, and the making of international relations. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/CBO9781139565073
Chandra, V. (2018). Rising powers and the future of international order. World Affairs: The Journal of International Issues, 22(1), 10-23.
Cocker, Ch. (2019). The rise of the civilizational state. Cambridge: Polity.
Dante, A. (2000). The Divine comedy. Paradiso Cantos XXIX-XXXII (translated by Robin Kirkpatrick with an Introduction by Robin Kirkpatrick). London: Penguin Books.
Darden, K. (2017). Russian revanche: external threats and regime reactions. Daedalus, 146(2), 128-142. https://doi.org/10.1162/DAED_a_00440
Doyle, J.P., & Evans, C. (Ed.). (1999). Religion and international law. Cambridge, Mass: Martinus Publishers, 103-120.
George, W. (1999a). Grotius, theology, and international law: overcoming textbook bias. Journal of Law and Religion, 14(2), 605-631. https://doi.org/10.2307/3556583
George, W. (1999b). Looking for a global ethics? Try international law. In M. Janis and C. Evans (Ed.), Religion and international law (pp. 483-504). Cambridge, Mass: Martinus Publishers. https://doi.org/10.1163/9789047413400_027
Guizot, F. (1997). The history of civilization in Europe. Indianapolis: The Liberty Fund.
Hashmi, S. (1988). Islamic ethics in international society. In D. Mapel & T. Nardin (Ed.), International Society. Diverse Ethical Perspectives (pp. 215-236). Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv1ddd0n9.18
Higgott, R. (2019). Civilizations, states and world order. Where are we? Where are we going? DOC Institute Report for the 17th Rhodes Forum. https://doc-research.org/wp-content/uploads/2019/09/Civilisations-states-and-world-order_PDF-slim.pdf.
James, A. (1986). Sovereign statehood: the basis of international society. London: Aleen and Unwin.
Kaplan, R. (2006). Imperial grunts: on the ground with the American military, from Mongolia to the Philippines to Iraq and beyond. New York: Vintage.
Kennedy, D. (1999). Images of religion in international legal theory. In M. Janis & C. Evans (Ed.), Religion and International Law (pp. 145-155). Cambridge, Mass: Martinus Publishers. https://doi.org/10.1163/9789047413400_013
Lieven, A., & Hulsman, J. (2006). Ethical realism. A vision for America’s role in the world. New York: Pantheon Books.
Manning, C.A.W. (1975). The nature of international society. London: Macmillan. https://doi.org/10.1007/978-1-349-02704-0
Novak, D. (1989). Jewish-Christian dialogue. a Jewish justification. Oxford: Oxford University Press.
Novak, D. (1998). Jewish theology and international society. In D. Mapel, & T. Nardin (Ed.), International Society. Diverse Ethical Perspectives (pp. 185-201). Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv1ddd0n9.16
Oppenheim, L. (1955). International Law: a treatise. I: Peace. 8th edi. Ed. by H. Lauterpacht. London, New York, Toronto: Longmans, Green, and Co.
Ratzinger, J. (2007). Jesus of Nazareth: from the Baptism in the Jordan to the Transfiguration. London: Bloomsbury.
Rosenne, Sh. (1999). The influence of Judaism on the development of international law: an assessment. In M. Janis, & C. Evans (Ed.), Religion and International Law (pp. 63-94). Cambridge, Mass.: Martinus Publishers. https://doi.org/10.1163/9789047413400_009
Schmidt, K.L. (1965). Theological dictionary of the New Testament. Vol. 1. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
Skinner, Qu. (2002). The foundations of modern political thought. Vol. 2. Cambridge: Cambridge University Press.
Stackhouse, D. (1998). Christianity and the prospects for a new global order. In D. Mapel, & T. Nardin (Ed.), International Society. Diverse Ethical Perspectives (pp. 201-215). Princeton: Princeton University Press. https://doi.org/10.1515/9780691227627-015
Stuenkel, O. (2016). Post-Western world. How emerging powers are remaking global order. Cambridge: Polity. https://doi.org/10.1093/obo/9780199743292-0187
Suganami, H. (2010). The English school in a nutshell. Ritsumeikan Review of International Studies, 9(1), 15-28.
Taylor, A.J.P. (1954). The struggle for mastery in Europe. 1848-1918. Oxford: Oxford University Press.
Возможно, Вас заинтересуют:
Караганов С. А.,
Уход военного превосходства Запада и геоэкономика. – Полис. Политические исследования. 2019. №6
Поляков Л. В.,
Теория nation-building Святослава Каспэ. – Полис. Политические исследования. 2012. №2
Пастухов В. Б.,
«Перестройка» – второе издание. Революция и контрреволюция в России. – Полис. Политические исследования. 2011. №1
Хабермас Ю. ,
Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2
Богатуров А. Д.,
Китайский угол в миросистемном управлении. – Полис. Политические исследования. 2019. №5