Попутчики поневоле:
исламские партии и арабское национальное государство в свете теории размежеваний
Кудряшова И. В.,
Кандидат политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, i.kudryashova@inno.mgimo.ru
elibrary_id: 626828 | ORCID: 0000-0003-1842-4672 |
Козинцев А. С.,
МГИМО МИД России, Москва, Россия, kozintsev.a.s@my.mgimo.ru
elibrary_id: 1014407 | ORCID: 0000-0001-8037-1466 |
Дата поступления статьи: 2023.01.17. Принята к печати: 2023.03.07
DOI: 10.17976/jpps/2023.03.05
EDN: OIGRBM
Кудряшова И. В., Козинцев А. С. Попутчики поневоле: исламские партии и арабское национальное государство в свете теории размежеваний. – Полис. Политические исследования. 2023. № 3. С. 50-69. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.03.05. EDN: OIGRBM
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00922 а “Арабское государство после ‘арабской весны’: траектории и динамика политических трансформаций”.
Арабская весна 2010-2011 гг. ознаменовала новый этап арабского политического опыта – борьбы за свободный политический выбор. Активным участником массовых выступлений стали исламские партии и движения, в ряде стран добившиеся значительных электоральных успехов. Однако протестная активность за несколько лет была по большей части подавлена, а силы политического ислама – устранены с политической сцены или поставлены под контроль государства. В некоторых странах системный кризис обернулся подъемом насилия и разрушением государственных структур. Означает ли это, что у исламских партий нет и не может быть перспектив? Иначе говоря, насколько деятельность таких организаций согласуется с реализуемым в регионе проектом национально-территориального государства? Попытку найти ответы на эти вопросы авторы предпринимают в рамках макросоциологического и сравнительно-политического подходов. В качестве основных аналитических инструментов применяются концепция социальных размежеваний С.М. Липсета и С. Роккана, увязывающая структуру социально-политических конфликтов в Европе с логикой формирования партийных систем, а также теория центр-периферийной полярности С. Роккана, позволяющая определить процесс становления территориальной политии в макросистемном формате. Логику исследования определяют две гипотезы: (а) в иерархии размежеваний в арабских обществах приоритетное место принадлежит размежеваниям “государство – церковь” и “центр – периферия” (в арабских культурно-политических реалиях первое принимает форму размежевания “страновой национальный проект – исламская модель”) и (б) кумулятивный эффект двух этих размежеваний продолжает определять субъектность исламских партий. Для проверки выдвинутых гипотез и ответа на поставленные вопросы проведен анализ институциональной конкуренции трех политических форм (имперской, национально-государственной и исламской) после начала модернизационных реформ в Османской империи, а также процесса политизации социальных размежеваний в арабских национальных государствах в условиях европейской мандатной системы. В ходе исследования подтвержден объяснительный потенциал отмеченных выше концепций в условиях инокультурной среды; выдвинутые гипотезы получили верификацию, а тема – линию дальнейшего развития. В частности, отмечено, что благодаря связи с мусульманской общиной и многозначности священного текста исламские партии оказались способны перехватывать и транслировать проявления иных размежеваний и адаптироваться к меняющимся общественно-политическим условиям.
Список литературы
Анджум О. 2019. Концепция халифата и его будущее. Б/м.: Русские мусульмане – Islamic Union.
Бардин А.Л. 2021. Цифровые разрывы в современном мегаполисе: политическое измерение. Полис. Политические исследования. № 6. С. 73-88. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.06.06. EDN: TZBNNK.
Богомолов С.А. 2019. «Военная революция» Мухаммеда Али в Египте в 20-е гг. XIX в. Minbar. Islamic Studies. Т. 12. № 3. С. 645-664. https://doi.org/10.31162/2618-9569-2019-12-3-645-664. EDN: LGVLHU.
Гринин Л.Е., Коротаев А.В. 2019. Исламизм и его роль в современном исламском обществе. М.: Учитель. EDN: ESXPRR.
Ильин М.В. 2008. Формула государственности. Полития. № 3. С. 67-78. EDN: JVBQBV.
Козинцев А.С. 2020. Институционализация исламской Партии справедливости и развития как этап национально-государственного строительства в Марокко. Политическая наука. № 1. С. 258-280. https://doi.org/10.31249/poln/2020.01.10. EDN: QRFYJT.
Косач Г.Г. 2001. Красный флаг над Ближним Востоком? Компартии Египта, Палестины, Сирии и Ливана в 20-е – 30-е годы. М.: ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова.
Косач Г.Г. 2016. Саудовская Аравия: национальное единство без плюрализации. – Политическая наука. № 1. С. 60-79. EDN: VUCLZZ.
Кудряшова И.В., Козинцев А.С. 2021а. Институциональные решения этноконфессиональных конфликтов на Ближнем Востоке в контексте имперского опыта. Политическая наука. № 2. С. 140-164. http://www.doi.org/10.31249/poln/2021.02.05. EDN: MNOLDO.
Кудряшова И.В., Козинцев А.С. 2021b. Исламские партии между небесным и земным: трансформация понятия «партия» в мусульманском политическом дискурсе. Полития. № 4. С. 63-80. https://doi.org/10.30570/2078-5089-2021-103-4-63-80. EDN: WVTQKG.
Лапкин В.В. 2021. Размежевания в территориальных сообществах, консолидация национальных государств и новые вызовы экстратерриториальности. Южно-российский журнал социальных наук. Т. 22. № 2. С. 6-20. https://doi.org/10.31429/26190567-22-2-6-20. EDN: ALZZPY.
Муртазин М.Ф. 2018. Ислам и исламизм: пример трансформации религиозности в политику. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 11. № 4. С. 190-205. https://doi.org/10.23932/2542-0240-2018-11-4-190-205. EDN: VLBOSO.
Левин З.И. 1988. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. Идейный аспект. М.: Наука, Главн. ред. восточной литературы. EDN: ZUNNDF.
Наумкин В.В., Кузнецов В.А. 2019. Дежавю: средневековые мотивы в современной арабской политической жизни. Вестник МГИМО-Университета. Т. 12. № 4. С. 38-53. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-4-67-38-53. EDN: LJYWWO.
Садыхова А., Садыхова Н. 2016. Мусульманские реформаторы в Западной Европе: от славного прошлого к неопределенному будущему. Перспективы. https://www.perspektivy.info/misl/cenn/musulmanskije_reformatory_v_zapadnoj_jevrope_ot_slavnogo_proshlogo_k_neopredelennomu_budushhemu_2016-12-13.htm
Салмин А.М. 2005. Церковь, государство и политика в католическом мире. Полис. Политические исследования. № 6. С. 147-171. EDN: HSOFTL.
Сапронова М.А. 2018. Исламские партии и государство. Азия и Африка сегодня. № 11. С. 30-33. EDN: MHMADZ.
Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. 2021. Социальные размежевания и политические противостояния в научном дискурсе: критерии оценки и классификации мире. Полис. Политические исследования. № 5. С. 56-77. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.05.05. EDN: DTBRYE.
Сурков Н.Ю. 2020. Место религиозных партий в политических системах арабских стран. Исламоведение. Т. 11. № 1. С. 26–37. https://doi.org/10.21779/2077-8155-2020-11-1-26-37. EDN: PNLSXR.
Схватка за Ближний Восток: региональные акторы в условиях реконфигурации ближневосточного конфликта. 2019. Отв. ред. А.М. Васильев и др. М.: ЛЕНАНД.
Сюкияйнен Л. Р. 1997. Шариат и мусульманско-правовая культура. М.: Институт государства и права РАН.
Хайруллин Т.Р. 2022. Тенденции в политическом исламе: переход в сторону либерализации. Общественные науки и современность. № 1. С. 91-99. https://doi.org/10.31857/S0869049922010087. EDN: LJFEPM.
Царегородцева И. 2017. Исламисты в политике Египта и Туниса после «арабской весны». Islamology. Т. 7. № 1. С. 122-137. http://dx.doi.org/10.24848/islmlg.07.1.07. EDN: YMUSMQ.
Шумилин А.И. 2022. «Братья-мусульмане» в Европе: между религией и политикой. Часть 2. Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. № 2. С. 140-148. http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran22022140148. EDN: NJEKDU.
Аль-Маварди Абу аль-Хасан Али бин Мухаммад бин Хабиб аль-Басри аль-Багдади. Аль-ахкам ас-султанийа (Властные полномочия). Каир: Дар аль-хадис. https://waqfeya.com/book.php?bid=12388
Abbasi, R. (2020). Did premodern Muslims distinguish the religious and secular? The ‘Din–Dunya binary in the medieval Islamic thought. Journal of Islamic Studies, 31(2), 185-225. https://doi.org/10.1093/jis/etz048
Ayubi, N.N. (1999). Over-stating the Arab state: politics and society in the Middle East. London, New York: I.B. Tauris Publishers.
Al-Banna, H. (2009). Toward the light. Princeton readings in Islamist thought. In R.L. Euben, & M.Q. Zaman (Ed.), Texts and Contexts from Al-Banna to Bin Laden (pp. 56-78). Princeton, Oxford: Princeton University Press.
Bartolini, S., & Mair, P. (2007). Identity, competition and electoral availability: the stabilisation of European electorates 1885-1985. ECPR Press.
Bornschier, S. (2009). Cleavage politics in old and new democracies. Living Reviews in Democracy. October. URL: https://cis.ethz.ch/research/living-reviews-in-democracy.html
Cavatorta, F., & Clark, J.A. (2022). Political and social mobilization in the Middle East and North Africa after the 2011 uprisings. Globalizations, 1-14. 10.1080/14747731.2021.2012910
Cavatorta, F., & Storm, L. (Ed.). (2018). Political parties in the Arab world: continuity and change. Edinburgh: Edinburgh University Press.
Cesari, J. (2020). Religion, state and nation: Islamic parties between ideology and religion. In J. Haynes (Ed.), The Routledge Handbook to Religion and Political Parties (pp. 31-42). Abingdon, New York: Routledge.
Dawisha, A. (2005). Democratic attitudes and practices in Iraq, 1921-1958. Middle East Journal, 59(1), 11-30.
El Kyak, A. (2018). The institutionalisation of Islamist political parties after the uprisings. In F. Cavatorta, L. Storm (Ed.), Political Parties in the Arab World: Continuity and Change (pp. 72-99). Edinburgh: Edinburgh University Press.
Hafez, K. (2010). Radicalism and political reform in the Islamic and Western worlds. New York: Cambridge University Press.
Hinnebusch, R. (2017). Political parties in MENA: their functions and development. British Journal of Middle Eastern Studies, 44, 1-17.
Hooghe, L., & Marks, G. (2018). Cleavage theory meets Europe’s crises: Lipset, Rokkan, and the transnational cleavage. Journal of European Public Policy, 25(1), 109-135.
Ghafar, A.A., & Hess, B. (2018). Islamist parties in North Africa: a comparative analysis of Morocco, Tunisia and Egypt. Doha: Brookings Doha Center.
Joya, A. (2018). Is Islamism accommodating neo-liberalism? The case of Egypt’s Muslim brotherhood. In H. Kraetzschmar, & P. Rivetti (Ed.), Islamists and the Politics of the Arab Uprisings: Governance, Pluralisation and Contention (pp. 89-106). Edinburgh: Edinburgh University Press.
Kao, K. (2022). Electoral institutions and identity based clientelism in Jordan. Political Research Quarterly. https://doi.org/10.1177/10659129221128752
Islamists and the politics of the Arab uprisings: governance, pluralisation and contention. Ed. by H. Kraetzschmar, P. Rivetti. Edinburgh: Edinburgh University Press.
Karpat, K. (Ed.). (1982). Political and social thought in the contemporary Middle East. Westport: Praeger.
Karpat, K. (1988). The Ottoman ethnic and confessional legacy in the Middle East. In M.J. Esman, & I. Rabinovich (Ed.), Ethnicity, Pluralism, and the State in the Middle East (pp. 35-53). Ithaca, London: Cornell University Press.
Karpat, K. (2001). The Politicization of Islam: Reconstructing Identity, State, Faith, and Community in the Late Ottoman State. New York: Oxford University Press.
Khoury, Ph.S. (2003). Urban notables and Arab nationalism: the politics of Damascus 1860-1920. Cambridge: Cambridge University Press.
Lewis, B. (1988). The political language of Islam. Chicago, London: The University of Chicago Press.
Lipset, S.M., & Rokkan, S. (1967). Cleavage structures, party systems, and voter alignments: an introduction. In S.M. Lipset, & S. Rokkan (Ed.), Party Systems and Voter Alignments: Cross-National Perspectives (pp. 1-64). New York: Free Press.
Lust, E. (2009). Democratization by elections? Competitive clientelism in the Middle East. Journal of Democracy, 20(3), 122-135.
Migdal, J.S. (2001). State in society: studying how states and societies transform and constitute one another. New York: Cambridge University Press.
Milton, P., Axworthy, M., & Simms, B. (2019). Towards a Westphalia for the Middle East. New York: Oxford University Press.
Owen IV, J.M. (2015). Confronting political Islam: six lessons from the West’s past. Princeton N.J., Woodstock: Princeton University Press.
Pall, Z. (2018). Do Salafi parties represent a contradiction in terms? The development and fragmentation of Kuwait’s Salafi Islamic group. In F. Cavatorta, & L. Storm (Ed.), Political Parties in the Arab World: Continuity and Change (pp. 100-126). Edinburgh: Edinburgh University Press.
Rokkan, S. (1975). Dimensions of state formation and nation-building: a possible paradigm for research on variations within Europe. In Ch. Tilly (Ed.), The Formation of National States in Western Europe (pp. 562-600). Princeton, N.J.: Princeton University Press.
Rokkan, S. (1987a). Territorial structures in Western Europe: an overview and possible model. In Center Periphery Structures in Europe: An ISSC Workbook in Comparative Analysis (pp. 51-105). Frankfurt a. M.: Campus.
Rokkan, S. (1987b). The center-periphery polarity. In Center Periphery Structures in Europe: An ISSC Workbook in Comparative Analysis (pp. 17-50). Frankfurt a. M.: Campus.
Salvatore, A. (2015). Modernity. In G. Bowering (Ed.), Islamic Political Thought: An Introduction (pp. 135-151). Princeton, Woodstock: Princeton University Press.
Saouli, A. (2012). An Arab state: dilemma of late formation. New York: Routledge.
Sartori, G. (1970). Concept misformation in comparative politics. In The American Political Science Review, 64(4), 1033-1053.
Schwedler, J. (2018). Conclusion: new directions in the study of Islamist politics. In H. Kraetzschmar, & P. Rivetti (Ed). Islamists and the Politics of the Arab Uprisings: Governance, Pluralisation and Contention (pp. 359-374). Edinburgh: Edinburgh University Press.
Soleimani, K. (2016). Islam and competing nationalisms in the Middle East, 1876-1926. New York: Palgrave Macmillan.
Soysal, Y., & Strang, D. (1989). Construction of the first mass education systems in nineteenth-century Europe. Sociology of Education, 62(4), 277-288.
Spiegel, A.M. (2015). Young Islam. The new politics of religion in Morocco and the Arab world. Princeton: Princeton University Press.
al-Tahtawi, R.R. (2002). The extraction of gold, or an overview of Paris, and the honest guide for girls and boys. In Ch. Kurzman (Ed.), Modernist Islam, 1840-1940: a Sourcebook (pp. 31-39). N.Y.: Oxford University Press.
Wickham, C.R. (2013). The Muslim Brotherhood. Evolution of an Islamist movement. Princeton, Oxford: Princeton University Press.
Zollner, B. (2018). Does participation lead to moderation? Understanding changes in the Egyptian Islamist parties post-Arab Spring. In H. Kraetzschmar, & P. Rivetti (Ed.), Islamists and the Politics of the Arab Uprisings: Governance, Pluralisation and Contention (pp. 149-165). Edinburgh: Edinburgh University Press.
Zollner, B. (2021). The metamorphosis of social movements into political parties. The Egyptian Muslim Brotherhood and the Tunisian al-Nahda as cases for a reflection on party institutionalisation theory. British Journal of Middle Eastern Studies, 48(3), 370-387. https://doi.org/10.1080/13530194.2019.1609413
Zürcher, E.J. (2003). Turkey: a modern history. New York, London: I.B. Tauris.
Возможно, Вас заинтересуют:
Коргунюк Ю. Г.,
Концепция размежеваний и теория проблемных измерений: точки пересечения. – Полис. Политические исследования. 2019. №6
Коргунюк Ю. Г.,
Партийная реформа 2012-2014 гг. и структура электоральных размежеваний в регионах России. – Полис. Политические исследования. 2015. №4
Лапкин В. В., Пантин В. И.,
Глобальная политико-институциональная динамика в условиях дестабилизации миропорядка (на примере стран ЕС и России). – Полис. Политические исследования. 2020. №4
Патрушев С. В.,
Устроение современного мира. Что мы узнали и что хотели бы узнать в эпоху кризиса . – Полис. Политические исследования. 2009. №3
Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И.,
Социальные размежевания и политические противостояния в научном дискурсе: критерии оценки и классификации. – Полис. Политические исследования. 2021. №5