Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами

Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами


Казун А. Д.,

Кандидат социологических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, adkazun@hse.ru


elibrary_id: 822971 | ORCID: 0000-0002-9633-2776 | RESEARCHER_ID: K-6835-2015

Дата поступления статьи: 2023.02.16. Принята к печати: 2023.05.07


DOI: 10.17976/jpps/2023.04.12
EDN: JVQNYI


Правильная ссылка на статью:

Казун А. Д. Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами. – Полис. Политические исследования. 2023. № 4. С. 168-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.12. EDN: JVQNYI


Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2023 году.

Аннотация

Исследование основано на 46 интервью с думскроллерами – людьми, которые оценивают свое потребление новостей как болезненно-избыточное. Для думскроллеров характерно увеличение времени просмотра информационного контента и расширение списка используемых ресурсов: это позволяет ожидать, что именно они будут потреблять в том числе и новости идейных оппонентов. Можно выделить три формы взаимодействия с таким контентом: непотребление, вынужденное и добровольное (регулярное или эпизодическое) потребление. Принимая решение о просмотре новостей из источников, с которыми несогласны, люди оценивают их предполагаемую полезность и связанные с ними издержки (эмоциональные, когнитивные, временные). Мотивируют обращаться к идеологически чуждому контенту желание понять оппонентов, стремление подтвердить свою точку зрения, сохранить умеренную позицию, медиацинизм и связанное с ним желание найти “золотую середину”. Кроме того, возможно использование таких новостей в развлекательных целях. Исходя из того, как информанты объясняют свое обращение к идеологически чуждым новостным источникам, можно предположить, что такой опыт медиапотребления не помогает им выйти за стену фильтров, поскольку большая часть этих обоснований не предполагает возможности корректировки собственных убеждений. Чуждый контент просто становится способом удостовериться в своей правоте, победить в споре или поиронизировать над идеями, с которыми человек не согласен.

Ключевые слова
думскроллинг, медиапотребление, селективное воздействие, эхо-камеры, пузыри фильтрации, идеологически чуждый контент, новости, медиасистема с высоким выбором.


Список литературы

Климова А.М., Артамонов Г.А., Чмель К.Ш. 2021. Измерение политического знания: разработка и апробация шкалы в России. Социология: методология, методы, математическое моделирование. № 52. С. 61-94. https://doi.org/10.19181/4m.2021.52.3. EDN: ARWFHV.

Радаев В.В. 2019. Миллениалы. Как меняется российское общество. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1985-1. EDN: STOTFS

Althaus, S.L. (2002). American news consumption during times of national crisis. Political Science & Politics, 35(3), 517-521. https://doi.org/10.1017/S104909650200077X

Ang, I. (1985). Watching Dallas, soap opera and the melodramatic imagination. New York, NY: Methuen.

Becker, G.S. (1978). The economic approach to human behavior. Chicago, IL: University of Chicago Press.

Blondheim, M., Segev, E., & Cabrera, M.-Á. (2015). The prominence of weak economies: factors and trends in global news coverage of economic crisis, 2009-2012. International Journal of Communication, 9, 46-65.

Bode, L. (2016). Pruning the news feed: unfriending and unfollowing political content on social media. Research & Politics, 3(3). https://doi.org/10.1177/2053168016661873

Boomgaarden, H.G., & de Vreese, C.H. (2007). Dramatic real-world events and public opinion dynamics: media coverage and its impact on public reactions to an assassination. International Journal of Public Opinion Research, 19(3), 354-366. https://doi.org/10.1093/ijpor/edm012

Castaño-Pulgarín, S.A., Suárez-Betancur, N., Vega, L.M.T., & López, H.M.H. (2021). Internet, social media and online hate speech. systematic review. Aggression and Violent Behavior, 58, 101608. https://doi.org/10.1016/j.avb.2021.101608

Click, M.A. (Ed.) (2019). Anti-fandom: dislike and hate in the digital age. New York, NY: New York University Press. https://doi.org/10.18574/nyu/9781479866625.001.0001

Damstra, A., Vliegenthart, R., Boomgaarden, H., Glüer, K., Lindgren, E., Strömbäck, J., & Tsfati, Y. (2023). Knowledge and the news: an investigation of the relation between news use, news avoidance, and the presence of (mis)beliefs. The International Journal of Press/Politics, 28(1), 29-48. https://doi.org/10.1177/19401612211031457

Eppler, J., & Mengis, J. (2004). The concept of information overload: a review of literature from organization science, accounting, marketing, mis, and related disciplines. The Information Society, 20(5), 325-344. https://doi.org/10.1080/01972240490507974

Festingerc, L. (1957). A theory of cognitive dissonance. Evanston, IL: Row, Peterson. https://doi.org/10.1515/9781503620766

Flaxman, S., Goel, S., & Rao, J.M. (2016). Filter bubbles, echo chambers, and online news consumption. Public Opinion Quarterly, 80(S1), 298-320. https://doi.org/10.1093/poq/nfw006.

Fletcher, R., & Nielsen, R.K. (2018) Are people incidentally exposed to news on social media? A comparative analysis. New Media & Society, 20(7), 2450-2468. https://doi.org/10.1177/1461444817724170

Flynn, D., Nyhan, B., & Reifler, J. (2017). The nature and origins of misperceptions: understanding false and unsupported beliefs about politics. Political Psychology, 38(S1), 127-150. https://doi.org/10.1111/pops.12394

Gil de Zúñiga, H., Weeks, B., & Ardèvol-Abreu, A. (2017). Effects of the news-finds-me perception in communication: social media use implications for news seeking and learning about politics. Journal of Computer-Mediated Communication, 22(3), 105-123. https://doi.org/10.1111/jcc4.12185

Granovetter, M.S. (1973). The strength of weak ties. The American Journal of Sociology, 78(6), 1360-1380. https://doi.org/10.1086/225469

Harrington, D.E. (1989). Economic news on television the determinants of coverage. Public Opinion Quarterly, 53(1), 17-40. https://doi.org/10.1086/269139

Hayes, D., & Lawless, J.L. (2018). The decline of local news and its effects: new evidence from longitudinal data. The Journal of Politics, 80(1), 332-336. https://doi.org/10.1086/694105

Hilgartner, S., Bosk, Ch.L. (1988). The rise and fall of social problems: a public arenas model. American Journal of Sociology, 94(1), 53-78. https://doi.org/10.1086/228951

Iyengar, S., & Hahn, K.S. (2009). Red media, blue media: evidence of ideological selectivity in media use. Journal of Communication, 59, 19-39. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.2008.01402.x

Lachlan, K.A., Spence, P.R., Lin, X., Najarian, K., & Del Greco, M. (2016). Social media and crisis management: CERC, search strategies, and twitter content. Computers in Human Behavior, 54, 647-652. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.05.027

Leung, D.K.K., & Lee, F.L.F. (2015). How journalists value positive news. Journalism Studies, 16(2), 289-304. https://doi.org/10.1080/1461670X.2013.869062

Logan, K., Bright, L.F., & Grau, S.L. (2018). “Unfriend me, please!”: social media fatigue and the theory of rational choice. Journal of Marketing Theory and Practice, 26(4), 357-367. https://doi.org/10.1080/10696679.2018.1488219

Mannell, K., & Meese, J. (2022). From doom-scrolling to news avoidance: limiting news as a wellbeing strategy during COVID lockdown. Journalism Studies, 23(3), 302-319. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.2021105

McCoy, Ch A., & Scarborough, R.C. (2014). Watching “bad” television: Ironic consumption, camp, and guilty pleasures. Poetics, 47, 41-59. https://doi.org/10.1016/j.poetic.2014.10.003

McLaughlin, B., Gotlieb, M.R., & Mills, D.J. (2022). Caught in a dangerous world: problematic news consumption and its relationship to mental and physical ill-being. Health Communicationhttps://doi.org/10.1080/10410236.2022.2106086

Metzger, M.J., Hartsell, E.H., & Flanagin, A.J. (2020). Cognitive dissonance or credibility? A comparison of two theoretical explanations for selective exposure to partisan news. Communication Research, 47(1), 3-28. https://doi.org/10.1177/0093650215613136

Meyer, H.K., Marchionni, D., & Miller, R. (2010). The journalist behind the news: credibility of straight, collaborative, opinionated, and blogged “news”. American Behavioral Scientist, 54(2), 100-119. https://doi.org/10.1177/0002764210376313

Mourão, R.R., Thorson, E., Chen, W., & Tham, S.M. (2018). Media repertoires and news trust during the early trump administration. Journalism Studies, 19(13), 1945-1956. https://doi.org/10.1080/1461670X.2018.1500492

Pariser, E. (2011). The filter bubble: what the Internet is hiding from you. London: Viking. https://doi.org/10.3139/9783446431164

Poindexter, P.M. (2018). Millennials, news, and social media: is news engagement a thing of the past? New York, NY: Peter Lang, International Academic Publishers. https://doi.org/10.3726/b13233

Quiringc, O., Ziegele, M., Schemer, C., Jackob, N., Jakobs, I., Schultz, T. (2021). Constructive skepticism, dysfunctional cynicism? Skepticism and cynicism differently determine generalized media trust. International Journal of Communication, 15, 3497-3518. https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/16127/3514

Shoemaker, P.J. (1996). Hardwired for news: using biological and cultural evolution to explain the surveillance function. Journal of Communication, 46(3), 32-47. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1996.tb01487.x

Stroud, N. (2008). Media use and political predispositions: revisiting the concept of selective exposure. Political Behavior, 30(3), 341-366. https://doi.org/10.1007/s11109-007-9050-9

Taber, Ch.S., & Lodge, M. (2006). Motivated skepticism in the evaluation of political beliefs. American Journal of Political Science, 50(3), 755-769. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2006.00214.x

Toff, B., & Kalogeropoulos, A. (2020). All the news that’s fit to ignore: how the information environment does and does not shape news avoidance. Public Opinion Quarterly, 84(S1), 366-390. https://doi.org/10.1093/poq/nfaa016

Van Aelst, P., Strömbäck, J., Aalberg, T., Esser, F., de Vreese, C., Matthes, J., Hopmann, D., Salgado, S., Hubé, N., Stępińska, A., Papathanassopoulos, S., Berganza, R., Legnante, G., Reinemann, C., Sheafer, T., & Stanyer, J. (2017). Political communication in a high-choice media environment: a challenge for democracy? Annals of the International Communication Association, 41(1), 3-27. https://doi.org/10.1080/23808985.2017.1288551

Weaver, D. (1980). Audience need for orientation and media effects. Communication Research, 7(3), 361-373. https://doi.org/10.1177/009365028000700305

Westlund, O., & Ghersetti, M. (2015). Modelling news media use: positing and applying the GC/MC model to the analysis of media use in everyday life and crisis situations. Journalism Studies, 16(2), 133-151. https://doi.org/10.1080/1461670X.2013.868139

Ytre-Arne, B., & Moe, H. (2021). Doomscrolling, monitoring and avoiding: News use in COVID-19 pandemic lockdown. Journalism Studies, 22(13), 1739-1755. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.1952475

 

Содержание номера № 4, 2023

Возможно, Вас заинтересуют:



ТЕМА НОМЕРА: РОССИЯ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ ИЛИ ПЕРЕД ДРАМАТИЧЕСКИМ ВЫБОРОМ?. – Полис. Политические исследования. 2007. №5

Кирчанов М. В.,
Образ Китая как идеологического Другого в СМИ Индонезии. – Полис. Политические исследования. 2024. №1

Мусихин Г. И.,
Концептуализация политической символизации. – Полис. Политические исследования. 2015. №5

Ильин А. Н.,
Способность консьюмеризма абсорбировать антиконсьюмеристский идеологический контент. – Полис. Политические исследования. 2017. №3

Кучинов А. М.,
Подходы и методики для исследования текстов и дискурса в политологии: опыт классификации . – Полис. Политические исследования. 2016. №5



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
2 2004


Конышев В. Н.
О неореализме Кеннета Уолтса

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991